Время новостей
     N°44, 14 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.03.2002
Взятка -- лучший маркетинг
В Германии начато дело врачей
Почти четыре тысячи немецких врачей в одночасье оказались подследственными. Всех их подозревают в коррупции, прокуратура сообщает, что уже заведено 3500 уголовных дел, еще 500, как говорится, на подходе. Все эти бойцы армии в белых халатах, как стало известно, незаконно получали «презенты» от мюнхенского фармацевтического концерна SmithKline Beecham на суммы до 26 тысяч евро каждый. Такую цену производители высокотехнологичных лекарств платили врачам в общественных клиниках по всей Германии для того, чтобы они прописывали своим пациентам именно их продукты, а не конкурентов. Подкупленные медики также сообщали в концерн свои наблюдения об эффективности препаратов и их воздействии на организм больных. Таким образом, последние, сами того не ведая, становились еще и чем-то вроде подопытных кроликов.

До настоящего времени удалось установить 5800 отдельных выплат врачам-коррупционерам. Не всегда, правда, это были живые деньги: в документах, найденных во время обыска в концерне SmithKline Beecham, запротоколированы всевозможные «информационные мероприятия», принять участие в которых приглашались врачи со всей Германии. Некоторые из них даже удостаивались чести быть отправленными, например, на финал чемпионата мира по футболу в Париж или на соревнования гонщиков «Формула-1». В любом случае избранного медика сопровождал уполномоченный сотрудник этого фармацевтического концерна. «Почти все поездки, оплаченные фирмой, носили развлекательный характер», -- отмечает в своих выводах об «информационных мероприятиях» мюнхенская прокуратура. Помимо этого в руки сыщиков попали также и многочисленные книги и компьютеры, которые щедро оплачивали врачам производители медицинских препаратов.

Около 100 врачей, попавших под подозрение прокуратуры, работают в берлинских клиниках. По мнению бывшего президента столичной Врачебной палаты Эллиса Хубера, в последние годы в фармацевтической индустрии все больше развивается, как он выразился, «маркетинг подкупа». Любой концерн-производитель, отметил он, при «капиталистической экономике» вынужден сбывать как можно больше медикаментов. С этой целью они «запрягают» значительную часть врачей в качестве «агентов фармацевтической индустрии». Главная проблема, по мнению Хубера, в настоящее время кроется в том, что по сути дела все медики находятся в зависимости от информационной политики концернов, производящих лекарственные препараты.

Что же до SmithKline Beecham, то это предприятие еще в 1999 году попало под подозрение в укрывательстве налогов. Уже после того как против SmithKline Beecham было заведено уголовное дело, это предприятие слилось с британским концерном Glaxo Wellcome и носит теперь название GlaxoSmithKline. По данным самого предприятия, этот концерн со штаб-квартирой в Великобритании занимает сегмент в 7% всего рынка мировой фармацевтической продукции. В прошлом году его оборот составил 33 млрд евро.

Юрий ШПАКОВ, Берлин