Время новостей
     N°107, 19 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.06.2008
Коммунизм за свой счет
Минрегион представил концепцию региональной политики в России
Общественный совет при Министерстве регионального развития собрался, чтобы обсудить «Концепцию совершенствования региональной политики в России». Дискуссия получилась оживленной, и по всему выходило, что документ какой-то подозрительный -- те направления развития, которые в нем обозначены, не обеспечены ресурсами, а некоторые важные моменты даже не упомянуты.

«Наша «Концепция» станет основой для раздела в «Концепцию-2020» о совершенствовании региональной политики», -- рассказал министр регионального развития Дмитрий Козак. При этом «зона компетенции министерства достаточно широка: жилищная политика, финансовые взаимоотношения регионов и федерального центра, местное самоуправление», напомнил министр.

Широкие полномочия логичны, но завладеть ими министерству удалось не в последнюю очередь благодаря тому, что нигде законодательно не прописано, что же входит в понятие "региональная политика". К сожалению, при всей широте власти Министерства регионального развития, это не в лучшую сторону сказывается на реализации полномочий ведомства. «Концепция совершенствования региональной политики» вызвала очень много споров.

Основные направления совершенствования работы ведомства огласил замминистра Дмитрий Аратский. Главная цель была заявлена давно и пока остается неизменной -- сокращение различий социально-экономического состояния регионов. Актуальной она будет оставаться еще долго, ведь различия в последние годы только выросли, то есть движение идет явно в противоположную сторону от цели. Популярная идея макрорегионов не была озвучена на заседании, но это не значит, что министерство собирается от них отказываться. Пока были только продемонстрированы стратегические укрупненные кластеры с четко выраженной специализацией -- аграрной, туристической, промышленной.

Зато министерство поделилось желанием делегировать полномочия на места, ради чего и была затеяна реформа местного самоуправления. Вместе с обязанностями обещали и добавить финансовых ресурсов, но не всем, а только тем, кто заслужит.

Александра Очирова, председатель комиссии Общественной палаты по вопросам социального развития, задала вопрос, выслушав который все участники дискуссии согласно закивали: «А что с улучшением качества жизни?» Действительно, эта проблема никак не отражена в документе, но поддержание определенных социальных стандартов является общепризнанным показателем уровня развития.

«На социальные стандарты денег нет», -- отрезал Дмитрий Козак. И предложил: «Давайте будем строить коммунизм за счет собственных средств, а не за счет других территорий. Надо зарабатывать и на этой основе проводить свою собственную политику». Несколько странно было слышать это после заявления о необходимости выравнивания уровня развития регионов внутри страны. Ведь тем, кто сейчас находится в более сложных условиях, без помощи извне будет крайне трудно подтянуться к передовым регионам.

Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан напомнил о другом важном, но не охваченном «Концепцией» направлении региональной политики -- миграционном. Владыку волнует не только ситуация с депрессивными регионами, откуда люди уезжают по экономическим причинам, но и о проблемных южных регионах, откуда бежит русскоязычное население. Заместитель министра ответил только на первую часть вопроса -- в духе всего доклада. «Мы не имеем никаких других механизмов для регулирования миграционных процессов, кроме как создание благоприятной социально-экономической обстановки», -- сказал г-н Аратский.

Слово взял ректор Государственного университета Высшая школа экономики Ярослав Кузьминов. Он заранее потрудился изучить «Концепцию» и подготовил ряд замечаний. Самое принципиальное к главной цели программы: в документе говорится о сокращении уровня дифференциации регионов, но г-н Кузьминов, видимо, опасается, что сближение можно реализовать и за счет угробливания вполне себе благополучных регионов. «Нужна как поддержка лидеров по динамике, так и стратегия по отношению к аутсайдерам. Должна быть проведена типология регионов и выработана политика по отношению к каждой группе», -- считает эксперт.

Нельзя отказываться и от социальных стандартов, которые на данном этапе должны быть разными для различных областей. Г-н Кузьминов обратил внимание на несогласованность инструментов сглаживания диспропорций в развитии (субсидий, ФЦП, фондов) и отсутствие сценарного прогнозирования последствий применения этих инструментов. Нужны квалифицированные кадры на местах, иначе «не просто никто ничего не будет делать, но и даже не поймет, что за инновации мы будем внедрять». Большой проблемой может стать отсутствие этапов реализации программы совершенствования региональной политики и показателей их выполнения -- так ведь можно и не заметить, что программа застряла на месте, и лишь к 2020 году, сроку, на который рассчитано действие документа, обнаружить, что ничего не сделано.

Но все эти недоработки меркнут по сравнению с главным упущением документа -- в нем не прописано, какие, откуда и сколько финансовых ресурсов потребуется на его реализацию. По мнению специалистов, это лишает смысла все заложенные в программу мероприятия. Действительно, ведь если окажется, что на самом деле реализация всех заявленных пунктов потребует от государства не имеющихся в наличии средств, планировать что-либо бессмысленно.

Тему финансов продолжила Светлана Разворотнева, руководитель центрального исполнительного комитета общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления». «Чтобы муниципалитеты были заинтересованы в развитии, необходимо передать им средства, которые они зарабатывают», -- напомнила г-жа Разворотнева о главной проблеме местного самоуправления, когда подавляющее большинство собираемых на местах налогов уходит в федеральный центр. А «возможности для развития должны получить и те территории, которые не вошли в стратегические кластеры», -- полагает представитель местного самоуправления.

В какой-то мере заступился за «Концепцию» лишь один из выступавших -- профессор МГУ Владимир Бабурин. Он вполне справедливо напомнил, что обсуждаемый документ -- общечеловеческий, на базе которого должны писаться более конкретные стратегии и частные планы.

Юлия МИРОНОВА