Время новостей
     N°43, 13 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.03.2002
Рецепт доктора Камеля
Акции «Авиастара» опять продаются
Впервые в новой истории России самолет отечественной постройки вчера был передан в лизинг транснациональной компании. Ту-204, приобретенный компанией по экспресс-доставке грузов TNT, вылетел из Каира в Льеж, где находится европейская операционная база этой фирмы. Еще один грузовой Ту-204 должен пополнить парк TNT в мае 2002 года. А глава осуществившего эту сделку египетского холдинга Kato Aromatic Ибрагим Камель заявил вчера, что почти договорился с российскими властями о приобретении блокирующего пакета акций ульяновского авиационного завода «Авиастар».

Доктор Камель (он предпочитает, чтобы его так называли) сообщил корреспонденту газеты «Время новостей», что до конца месяца рассчитывает подписать с администрацией завода и с Минимущества инвестиционное соглашение. Оно, как ожидает инвестор, будет включать передачу ему 25% плюс одна акция АО «Авиастар-СП» (в котором сконцентрированы собственно авиастроительные мощности ульяновского завода) и 25% минус одна акция ОАО «Туполев» -- основного акционера «Авиастар-СП». Контрольный пакет ОАО «Туполев» в размере 50% плюс одна акция сейчас закреплен в госсобственности.

Взаимоотношения г-на Камеля с «Авиастаром» имеют уже довольно богатую историю. В 1996 году Kato Aromatic получила эксклюзивные права на всемирный маркетинг Ту-204-120 (модификация нового среднемагистрального туполевского лайнера с двигателями фирмы Rolls Roys и импортной авионикой). Вскоре Kato передала эти права специально созданной дочерней компании Sirocco Aerospace International. В 1998--1999 годах Sirocco профинансировала строительство в Ульяновске трех Ту-204-120 в пассажирском исполнении и одного грузового. Эти самолеты составили флот авиакомпании Cairo Aviation, формально не входящей в холдинг Kato, но также возглавляемой Ибрагимом Камелем. Один из них взят в аренду национальной египетской авиакомпанией Egypt Air. В прошлом году Sirocco заключила с двумя региональными китайскими авиакомпаниями контракт на поставку им пяти Ту-204, причем китайцы выразили намерение впоследствии увеличить заказ еще на десять машин. Наконец, недавно было подписано лизинговое соглашение с TNT на две машины.

В соответствии с готовящимся инвестиционным соглашением г-н Камель, по его собственным словам, намерен за 2002--2003 годы вложить в «Авиастар» примерно 280 млн долл. На эти деньги, как ожидает инвестор, завод «возьмет новый старт» и к 2005 году выйдет на уровень производства «как минимум двух Ту-204-120 в месяц» (для сравнения: производственная программа 2002 года ограничивается тремя лайнерами, причем завершение одного из них, по словам г-на Камеля, «возможно, слегка выйдет за рамки календарного года»). В отличие от многих авиационных экспертов, главную трудность египетский бизнесмен видит не в том, чтобы обеспечить сбыт российских самолетов, а в том, чтобы организовать их изготовление в условиях развала производственной кооперации и закрытия предприятий-смежников.

Ибрагим Камель не единственный, кто в последнее время предлагает рецепты излечения крупнейшего в Европе (по производственным площадям) ульяновского авиазавода. В течение всего 2001 года там развивалась скандальная история прихода и последующего изгнания другого внешнего инвестора -- российского холдинга «Новое содружество». Реформаторские идеи «Содружества» в итоге не нашли понимания у представителей государства, контролирующего «Авиастар-СП» через ОАО «Туполев». А предлагал холдинг, в частности, пересмотреть контракт об «эксклюзивном маркетинге» с Sirocco, условия которого считал грабительскими для «Авиастара».

«Не мы сместили представителей «Нового содружества», -- говорит по этому поводу доктор Камель. -- Не мы принимаем подобные решения, а ответственные российские официальные лица. В то же время я действительно рад, что г-н Михайлов вернулся». (Виктор Михайлов возглавлял «Авиастар» в середине 90-х годов и налаживал тогда первые контакты с Kato. 6 декабря 2001 года, после удаления управленческой команды «Содружества», он вернулся на «Авиастар-СП» в качестве гендиректора.)

Г-н Камель признался корреспонденту газеты «Время новостей», что работа над его собственным инвестиционным соглашением по «Авиастару» идет медленнее, чем хотелось бы. Тем не менее, сообщил египетский бизнесмен, он уверен, что его не постигнут неприятности, «случившиеся с другими фирмами». Он, даже не дожидаясь окончательного согласования документа, перевел в Ульяновск первый инвестиционный транш в 2,5 млн долларов.

Независимый от Sirocco проект спасения ульяновского авиазавода продвигает сейчас московская группа лизинговых компаний «Лидер». Проект предполагает выпуск другой модификации Ту-204 (Ту-204-100 с отечественными двигателями и авионикой) и другие источники финансирования. В условиях развала кооперации этот проект оказывается конкурентом Sirocco еще и потому, что претендует на те же самые ограниченные резервы комплектующих. Тем не менее Ибрагим Камель пообещал вчера, что первым выступит за сотрудничество с «Лидером». Правда, не раньше, чем убедится в «серьезности инвестиционных намерений» группы, оговорился египетский бизнесмен.

Михаил КУКУШКИН, Каир