Время новостей
     N°103, 11 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.06.2008
Иванов хочет обезличить керосин
Биржа призвана покончить с дороговизной и монополизмом
Вице-премьер Сергей Иванов, выступая вчера в Шереметьево, предложил решить проблему роста цен на авиационное топливо, организовав биржевую торговлю авиакеросином. Бизнесмены, работающие на топливном рынке, видят в этой идее рациональное зерно, однако отмечают, что никаких практических шагов к ее реализации власти пока не сделали. Опыт организации в России нефтяной биржи показывает, что подобные проекты в нашей стране имеют обыкновение наталкиваться на не очевидные, но очень прочные препятствия. Согласно заявлению бывшего президента Владимира Путина и распоряжению бывшего премьер-министра Михаила Фрадкова, биржа нефти и нефтепродуктов в Санкт-Петербурге должна была заработать еще прошлым летом, но все еще не работает.

Выступая вчера на открытии железнодорожной ветки от Савеловского вокзала до аэропорта Шереметьево, вице-премьер Сергей Иванов не мог не упомянуть нынешнюю главную головную боль российских (а также и всех прочих) коммерческих авиаторов: стремительно дорожающее топливо. «Сейчас стоимость авиакеросина составляет 70% в цене билета. Это накладно для авиаперевозчиков», -- мягко сформулировал вице-премьер. И добавил: «Я вижу выход из этой ситуации в начале торгов авиакеросином на бирже, в обезличенной форме. Чтобы не так, как сейчас -- три-четыре компании поставляли его авиаперевозчикам». Г-н Иванов не стал углубляться в детали: где, на какой бирже и когда может быть реализовано его предложение.

По мнению Евгения Островского, генерального директора одного из крупнейших в стране поставщиков авиакеросина, торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП), говорить тут вице-премьеру было и не о чем, поскольку ни о каких организационных шагах в обозначенном г-ном Ивановым направлении пока неизвестно. Г-н Островский поддержал идею как таковую и позитивно оценил выступление г-на Иванова как своевременное проявление политической воли по злободневному поводу. По мнению главы ТОАП, создание «открытой площадки» по торговле авиатопливом могло бы сделать этот рынок более прозрачным, более свободным от монополизма и, как следствие, понизить цены (хотя г-н Островский и отказался спрогнозировать, на сколько именно).

Сходное мнение выразила «Времени новостей» Анастасия Матюшина, директор по связям с общественностью другого крупного игрока топливного рынка, «Аэрофьюэлз Групп». По ее оценке, запуск биржевой торговли керосином мог бы сделать российские цены на это топливо менее зависимыми от мировых, а значит, снизить или хотя бы затормозить их рост.

Надо отметить, что решение о создании более широкой «открытой площадки», на которой торговалась бы как сырая нефть с российских месторождений, так и нефтепродукты, уже было один раз принято на самом высоком политическом уровне. О создании российской нефтяной биржи в прошлом году объявил президент России Владимир Путин. Премьер-министр Михаил Фрадков в начале июня 2007 года подписал постановление о размещении с 1 августа того же года заказов на поставку нефти и нефтепродуктов на товарной бирже, выбранной Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) на конкурсной основе. Организациям -- получателям бюджетных средств тем же постановлением было рекомендовано приобретать с 1 октября 2007 года не менее 15% закупаемых ими объемов нефти и нефтепродуктов на этой бирже.

Правда, конкурсный отбор к октябрю так и не состоялся. Только в середине ноября МЭРТ остановил свой выбор на бирже «Санкт-Петербург», действующей в одноименной северной столице России. Однако вслед за тем ведомствам надлежало согласовать еще массу необходимых для запуска нового дела вопросов, начиная от номенклатуры торгуемых там продуктов и кончая регламентом работы площадки. Этот процесс не завершен до сих пор.

Г-н Островский заявил «Времени новостей», что, по его мнению, «открытой площадкой» по торговле авиакеросином не обязательно должна быть биржа «Санкт-Петербург». Как бы то ни было, никакой другой организации такого рода в России пока тоже нет.

Михаил КУКУШКИН