Время новостей
     N°42, 12 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.03.2002
PR начинается дома
«Россия вступила в период цивилизованного выстраивания корпоративных отношений» -- этот факт констатировали вчера на первой международной конференции «Культура и технология корпоративных коммуникаций» ведущие мировые эксперты в области PR-технологий. Они указали, что в России лучше всего с этими технологиями управляются в Тюменской нефтекомпании и родственном ей Альфа-банке, а также в ЮКОСе.

«Прошло то время, когда российские корпорации занимались только PR-войнами», -- говорили участники конференции. По их мнению, невозможно выстраивать эффективную работу менеджмента без корпоративной культуры. Докладчики отмечали, что нефтяные гиганты ТНК и ЮКОС -- пионеры в ее формировании -- сейчас являются лидерами, в том числе и из-за раннего внедрения программ по корпоративной связи.

В ТНК, как отмечалось, на всех предприятиях внедрена символика компании, введен единый стандарт документации, завершается разработка единой концепции корпоративных СМИ. Также внедряются ритуалы компании, например «Праздник посвящения в сотрудники ТНК».

Компания уделяет немало внимания работе молодых специалистов, устраивая ежегодные слеты сотрудников и «Дни ТНК» в профильных вузах Тюмени, Томска и Москвы. Там высказываются предложения по улучшению работы компании, создаются условия для обмена мнениями с высшим менеджментом ТНК. Результатом прошлогоднего слета, отмечают представители компании, стал тот факт, что абсолютно все идеи и предложения были переданы в департаменты ТНК для анализа и последующего внедрения.

Специфика корпоративной культуры ЮКОСа состоит в том, что к ее целевой аудитории относят не только работников компании, но и акционеров, стратегических партнеров, потребителей продукции, а также руководство регионов, в которых работает компания. Поэтому деятельность в этом направлении осуществляет специальный имиджевый комитет, объединяющий специалистов из различных департаментов.

Кроме того, ЮКОС широко отмечает корпоративные праздники -- День компании, День нефтяника, Праздник поколений (встреча молодых сотрудников с ветеранами труда) и др.

Тем не менее президент Европейской конфедерации по связям с общественностью Томас Акелис заявил, что вопросам внутреннего пиара и формирования имиджа компании в России уделяется недостаточно внимания. «Всякая коммуникация начинается дома: если вы прочтете позитивную статью о компании, вы ей не поверите так, как поверили бы своему другу, работающему в ней и тепло отзывающемуся о своей работе», -- считает он. Именно это направление в развитии корпоративной культуры г-н Акелис называет основополагающим в работе как российских, так и западных предприятий.

Владимир ГОРБАЧЕВ