Время новостей
     N°104, 16 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.06.2008
«Зря» и пританцовывая
На Крымском валу никто не скучал
Еще до открытия книжного фестиваля критики дружно принялись ругать организаторов: дескать, в этом году в программе не значится ни одной западной звезды, четко оформлена только детская программа, а взрослым придется питаться остатками дошкольного полдника. К счастью, все оказалось совсем не так печально и даже наоборот.

Программа действительно казалась несколько расслабленной и не была украшена звонкими именами Бегбедера, Фишера и Свифта, которые приезжали в Москву в предыдущие годы. Но эксперимент журнала Esquire, утроившего одну из самых ярких акций под названием «Дикое поле» (простые деревенские бабушки, жительницы сел Нижняя Покровка и Подсереднее, развлекали многочисленных посетителей песнями, прибаутками и рассказами про свою жизнь), показал, что область фантастики лежит где-то совсем близко, а чтобы заставить искушенных москвичей сидеть несколько часов кряду с открытыми ртами, вовсе не обязательно выписывать из Британии Терри Пратчетта. Достаточно и того, чтобы Людмила Ивановна Петрушевская надела одну из своих многочисленных широкополых шляп и, превратившись во вполне инопланетную гостью, пела романсы под гитару.

Не меньшее удовольствие доставил зрителям поэт Андрей Родионов, который вел видеопоэтический слэм «Зря», на котором можно было узреть новейшие образцы видеоклипов, снятых на стихи современных поэтов. С классикой мировой и русской видеопоэзии посетителей ежедневно знакомил Александр Гаврилов, который устраивал «зрячие» показы в шатре «Коктебель».

Вообще наиболее интересные мероприятия были привезены во внутренний двор ЦДХ с ближних территорий. Каждое утро удивленные посетители наблюдали одну и ту же сюрреалистическую картину: крестьяне-художники из деревни Николая Полисского, взрослые вообще-то мужики, ползали по песочнице и лепили куличи разных размеров, из которых постепенно собирался масштабный «куличный» город, отданный на растерзание детям. Шведская писательница Пернилла Стальфельт развлекала подрастающее поколение рассказами о любви и смерти. Питерские митьки Дмитрий Шагин и Андрей Филиппов учили дошкольников изготавливать blow-upi и превращаться в былинных героев, а московские комиксисты популярно объясняли, как нарисовать Родиона Раскольникова в стиле «манга».

Параллельно с производством куличей участники группы «Синие носы» представляли проект авторского мультимедийного музея «Вспоминая Б.У. Кашкина». Этот самый Кашкин вовсе не мифический герой, а реальный житель Екатеринбурга, человек, который «Пригов, Кабаков и еще непонятно кто одновременно», фотограф, поэт, акционист и иконописец, про которого при жизни никто не знал и так бы никогда и не узнал, если бы Виктор Мизин и Александр Шабуров не посчитали это вопиющей несправедливостью.

«Взрослая» программа была ориентирована музыкально. Лидер «Бахыт компота» Вадим Степанцов представил публике свой новый поэтический сборник «Гламуры и тренды». Фронтмен группы «Мегаполис» Олег Нестеров читал вслух отрывки из романа «Юбка». Музыкальный критик Максим Семеляк презентовал свою «Историю группы «Ленинград». А другой музыкальный критик -- Борис Барабанов «дополнил» саундтрек к фильму «Асса» отечественными и зарубежными хитами 80-х годов.

А вечерами, когда реклама компании «Мегафон», облагороженная лучами закатного солнца, проецировала на стену внутреннего двора ЦДХ слово «Афон», книжный фестиваль превращался в заповедник музыкального андеграунда. Не знаю, о чем думали в эти выходные посетители модного фестиваля «Усадьба Джаз», наверное, дружно кусали локти, потому что главные концертные события проходили вовсе не в «Архангельском». Стараниями Артемия Троицкого на ММОКФ прибыли и великая, без дураков, американка Энни Литтл, и отвязный француз Себастьян Теллье, и британские хип-хоперы из группы Maffia, и будто удравшие из какой-то скандинавской сказки датчане Under Byen. На вручение премии «Степной волк» прибыла даже Земфира, правда, не пела, а только благодарила и кланялась.

И пусть на этот фестиваль не приехал французский пижон Бегбедер, зато народ спокойно качался в гамаках, слушал стихи, танцевал и пил пиво, а слово «книга» произносилось и пелось на все лады, чего устроители, собственно, и добивались.

Наталия БАБИНЦЕВА
//  читайте тему  //  Круг чтения