Время новостей
     N°100, 07 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.06.2008
«Избирательное законодательство должно быть стабильным»
Владимир Чуров объяснил «Времени новостей», какие инициативы ЦИК не поддерживает
Четырнадцать проектов федеральных законов поступило с начала 2008 года в Центральную избирательную комиссию для экспертного заключения. Пока ЦИК выразил согласие только с одним проектом, а еще одну инициативу поддержал частично. Об этом сообщается в письме председателя ведомства Владимира Чурова, направленном им в редакцию «Времени новостей» в ответ на материал о реформировании избирательного законодательства, опубликованный в номере от 3 июня.

Центризбирком и в дальнейшем будет занимать сдержанную позицию по отношению к электоральному законотворчеству, потому что «в соответствии с принятым 30 октября 2002 года Сводом рекомендуемых норм при проведении выборов (руководящими принципами и пояснительным докладом к нему) Совета Европы частые изменения избирательного законодательства не поощряются». «Избирательное законодательство должно быть достаточно стабильным и защищенным от партийно-политических манипуляций, -- цитирует г-н Чуров вышеупомянутые европейские нормативы. -- Частое изменение норм, особенно сложных, может вводить избирателя в заблуждение. Прежде всего это приводит к тому, что избиратели -- обоснованно или необоснованно -- делают вывод, что избирательный закон является лишь инструментом в руках власть имущих и что их собственный голос мало влияет на результаты выборов».

В своем письме г-н Чуров еще раз подчеркивает, что в соответствии с Конституцией возглавляемое им ведомство не наделено «правом законодательной инициативы». Он также опровергает распространявшуюся ранее информацию о том, что ЦИК попросил политические партии представить свои предложения по реформированию законов о выборах. Очевидно, сами партийные деятели трактовали таким образом просьбу направить в Центризбирком «информацию о применении норм законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах (особенно новелл), выявленных пробелах в нормативном регулировании, коллизиях норм». Все это требуется комиссии для подготовки «информационно-аналитической записки о применении норм законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах». На основе этих материалов субъекты законодательной инициативы могут разрабатывать законопроекты, на которые Центризбирком даст экспертное заключение в соответствии со сложившейся практикой.

Пока ведомство поддержало только проект Санкт-Петербургского законодательного собрания «по вопросу продления или сокращения сроков полномочий органов местного самоуправления» в обеих столицах. При этом ЦИК предлагает распространить действие норм этого закона «на органы местного самоуправления муниципальных образований в иных субъектах федерации». Речь идет о введении так называемого единого всероссийского дня голосования для выборов муниципального уровня. Информацию о подготовке этого законопроекта «Времени новостей» также подтвердил глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.

Частичную поддержку Центризбиркома получил законопроект, подготовленный Самарской губернской думой и предлагающий «конкретизировать круг субъектов, имеющих право выступать от имени избирательного объединения при проведении агитационных мероприятий». Такое право предполагается предоставлять только руководителям избирательного объединения, а также специально уполномоченным кандидатам, их представителям и доверенным лицам. ЦИК норму одобрил, однако предложил распространить ее не только на агитационные мероприятия, но и на всю предвыборную агитацию в целом. Однако не была поддержана другая инициатива самарских парламентариев -- разрешить депутатам представительного органа сельского поселения входить в состав участковых избиркомов. Сейчас это запрещено подпунктом «г» пункта 1 статьи 29 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав». В письме г-на Чурова подчеркивается, что запрет введен для «воспрепятствования возможному давлению на избирательную комиссию со стороны представителей власти».

Законотворческие инициативы депутатов Госдумы от фракции ЛДПР также не встретили поддержки в Центризбиркоме. Первый их проект предлагал «включить в перечень форм агитационной деятельности такую форму, как распространение информации о профессиональной деятельности или исполнении служебных (должностных) обязанностей кандидата» с использованием его высказываний или комментариев СМИ и третьих лиц. В случае принятия подобной поправки практически любой опубликованный в прессе материал можно было бы признать незаконной агитацией, что лишило бы журналистов возможности вообще что-либо писать о кандидатах. Однако ЦИК счел, что это «предложение не соответствует существующей концепции разграничения агитационной информации и информации о служебной (должностной) деятельности» кандидатов. Также было отмечено, что поправка жириновцев могла бы нарушить «право граждан на оперативное получение через СМИ достоверной информации о деятельности государственных органов, их должностных лиц».

Либерал-демократы подготовили и второй законопроект -- по снижению избирательного возраста до 16 лет. Эксперты как раз готовят на него заключение, где членам ЛДПР разъясняется, что «возрастной порог связан с возрастным составом населения». Считается, что для обеспечения легитимности власти «избирательный корпус должен составлять не менее половины всего населения страны». Вопрос о снижении избирательного возраста стоит на повестке дня в странах с высокой рождаемостью, где за счет увеличения числа детей и подростков взрослые избиратели составляют менее половины населения. «В Российской Федерации в настоящее время зарегистрировано более 107 млн избирателей, что составляет почти три четверти всего населения, -- отмечается в письме г-на Чурова. -- Поэтому вопрос о снижении избирательного возраста не является актуальным». По всей видимости, этот законопроект Центризбирком также не поддержит.

Владимир Чуров обещает проинформировать палаты Федерального Собрания о проблемах, связанных с формированием избиркомов на местах. В первую очередь это касается комиссий муниципальных образований, которые «выведены из общей структуры формирования и функционирования избирательных комиссий». По мнению главы ЦИК, «последние примеры весьма сложных выборов в органы местного самоуправления городов Саратова, Волгограда, Владивостока, Архангельска показывают существование серьезной проблемы в организации выборов местного самоуправления». Во взаимоотношениях ЦИК и субъектовых избиркомов «наиболее сложным» г-н Чуров считает «вопрос финансирования из бюджетов разных уровней». «Это единственная сохранившаяся система смешанного финансирования, -- отмечается в письме. -- Данная проблема также требует решения».

Как сообщал на днях секретарь ЦИК Николай Конкин, материалы с обобщением правоприменительной практики планируется передать в палаты Федерального Собрания, правительство, администрацию президента, Верховный и Конституционный суды, а также политическим партиям. Скорее всего это произойдет не раньше сентября.

Иван ГОРДЕЕВ