Время новостей
     N°41, 11 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.03.2002
Игры «Оскара»
Американская гильдия режиссеров выбрала фаворита
Предоскаровская гонка продолжается. За две недели до 24 марта стал известен фильм-фаворит, который, с высокой долей вероятности, принесет «Оскары» своему режиссеру и продюсеру. Это «Игры разума» Рона Ховарда («Аполлон-13», «Гринч, который украл Рождество»), в минувшую субботу удостоенного награды Американской гильдии режиссеров (DGA).

Награда гильдии отличается от других оскаровских «индикаторов» («Золотых глобусов», наград Британской киноакадемии...) своей точностью. Лишь в пяти случаях режиссер, отмеченный гильдией, оставался без «Оскара» (а награда вручается с 1949 года). Кроме того, в абсолютном большинстве случаев продюсеры фильма-победителя получали «Оскара» в номинации «лучший фильм». Совпадение мнений объясняется очень просто: лауреатов DGA и «Оскара» выбирают практически одни и те же люди. Правда, стоит отметить, что одно из исключений приходится как раз на прошлый год: лучшим режиссером по версии гильдии был провозглашен тайванец Ан Ли, но обладателем «Оскара» за лучшую режиссуру стал Стивен Содерберг («Трафик»), а лучшей картиной был назван «Гладиатор».

Основными соперниками «Игр разума» (картина выдвинута по восьми номинациям) на оскаровской церемонии, скорее всего, станут «Мулен Руж» австралийца База Лурмена и «Властелин колец» новозеландца Питера Джексона. Рискнем предположить, что на этом фоне фильм «коренного американца» Рона Ховарда, который к тому же начинал свою карьеру как актер-вундеркинд телевизионных сериалов и, надо полагать, хорошо запомнился людям старшего поколения, покажется киноакадемикам предпочтительнее. «Игры разума» -- это такое голливудское «Лего», собранное из любимейших штампов американского мейнстрима. Яркий, забавный, развлекательный конструктор, в который не без удовольствия сыграют зрители.

«Блестящий ум» (так фильм называется в оригинале) -- это математик Джон Нэш, еще в студенческие годы написавший революционную работу по теории игр, а потом долгие годы боровшийся с безумием, чтобы в итоге быть увенчанным Нобелевской премией за ту самую вспышку студенческой гениальности. В России, где высокомерные болваны щеголяют презрением к политкорректности (вот когда у нас «Скорая помощь» будет приезжать через пять минут, а не через сорок и на улицах столицы перестанут требовать «регистрацию», тогда и щеголяйте, а пока немного рановато), уже появились первые отрицательные отклики на фильм (он вышел в прокат на прошлой неделе). «Надоело», «опять про сирых и убогих», «идея о связи безумия и гениальности глубоко порочна» и тому подобная чепуха. Меж тем к «Играм разума» стоит отнестись проще, тогда и фильм понравится. Это не политкорректная агитка, а самый настоящий аттракцион, выполненный в лучших традициях Голливуда. Говорят, что фильм основан на «реальной истории». Дудки, какая уж тут реальность -- сплошное голливудское мифотворчество, за которое, собственно говоря, весь мир и обожает американское кино. Достаточно сказать, что, экранизируя биографию Нэша, создатели фильма «забыли» о его гомосексуализме, внебрачном ребенке и том немаловажном факте, что его жена (в фильме -- верная спутница и помощница в исполнении Дженнифер Коннели) развелась с ним, как только ему был поставлен диагноз «шизофрения».

Реальность превращается в аттракцион. Таким же аттракционом становится и актерская игра: Рассел Кроу, исполнивший роль Нэша, старательно «стареет» по ходу фильма на сорок с лишним лет, проходя путь от свеженького студентика до престарелого нобелевского лауреата. При этом абсолютно естественно, что такие аспекты актерской игры, как психологическая глубина, перевоплощение, «зерно образа», отступают на второй план. На первом же оказывается технический, «аттракционный» интерес: получится -- не получится, заметно -- незаметно, правдоподобно -- неправдоподобно. Так что нет смысла называть актера истуканом и бездарью. Не требуем же мы от живописной «обманки» философичности Сезанна. Не для того она придумана.

А Рассел Кроу, скорее всего, вручит «Оскара» за лучшую главную роль самому себе. 24 марта именно он, как прошлогодний оскаровский лауреат за «Гладиатора», выйдет на сцену с заветным конвертом.

Подписи

Режиссер Рон Ховард и Рассел Кроу в предчувствии «Оскаров»

«Оскаровские» шансы База Лурмена и Николь Кидман («Мулен Руж») отнюдь не безусловны

Алексей МЕДВЕДЕВ