Время новостей
     N°41, 11 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.03.2002
«Сибирь» улетела из Ирана
«Тушки» там больше не нужны
В новосибирский аэропорт Толмачево 6 марта вернулся последний самолет Ту-154М авиакомпании «Сибирь», работавший по контракту в Иране. Пресс-служба авиакомпании заявила об «успешном завершении десятилетней программы лизинга воздушных судов с экипажами в этой стране». В связи с этим закрыта созданная в конце 90-х годов станция технического обслуживания самолетов Ту-154М в иранском городе Мешхеде. Помимо своего базового аэропорта Толмачево технические службы «Сибири» имели только два подобных «филиала» (второй действует в московском аэропорту Внуково). А услугами мешхедской станции пользовались не только «сибирские» авиаторы, но и другие российские авиапредприятия, эксплуатировавшие самолеты этого типа в Иране.

В 90-х годах по стечению обстоятельств (в основном политических) исламская республика Иран оказалась для российской авиатехники, пожалуй, самым обширным рынком за пределами СНГ. Теперь эпоха «тушек» в иранском небе подошла к концу. Такое развитие событий нельзя назвать неожиданным, но, несомненно, их ход ускорила авария Ту-154М, принадлежавшего авиакомпании Iran Air Tours. Напомним, этот самолет разбился 12 февраля нынешнего года при подлете к городу Хорремабаду. Катастрофа унесла жизни всех 118 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту. Она повлекла за собой отставку главы Организации гражданской авиации Ирана Бехзад Махзахери. А министерство транспорта этой страны распорядилось немедленно прекратить эксплуатацию Ту-154 во всех национальных авиакомпаниях. Иранские авиационные власти заявили, что они и так намеревались отказаться от этой модели, но не столь быстро и решительно.

«Тушки» стали весьма многочисленны в иранском небе в 90-х годах. К тому времени авиатехника, закупленная десятилетием раньше, до исламской революции, поизносилась, а новую приобрести на Западе было невозможно из-за эмбарго, наложенного США и их союзниками на теократический режим в Тегеране. Зато в бывшем Советском Союзе масса самолетов бывшего «Аэрофлота» простаивала без дела.

Iran Air Tours (дочернее предприятие национального перевозчика Iran Air) стала одним из активнейших пользователей российской авиатехники. В 1997 году Иран закупил 12 «тушек» довольно продвинутой в техническом плане модификации Ту-154М-100. Девять из них достались Iran Air Tours. Эта же компания арендовала самолеты у «Сибири» (до трех одновременно). Провинциальные иранские авиакомпании также весьма активно, хотя и в меньших масштабах, покупали и арендовали Ту-154 в России и других странах СНГ. Самарский завод «Авиакор», где эти машины выпускаются, до 1998 года вел с иранцами переговоры о строительстве для них до десяти новых Ту-154. Эти переговоры ничем не закончились не только из-за морального старения модели, но и в связи со смягчением западных санкций против Ирана. После катастрофы в Хорремабаде, говоря о планах обновления воздушного флота страны, министр транспорта Ирана Ахмад Хоррам, в частности, объявил, что планирует закупить десять лайнеров производства европейского концерна Airbus.

В Самаре закладка новых Ту-154 прекратилась в конце 1996 года. За два предыдущих десятилетия завод выпустил 924 машины этой модели, в том числе 318 самолетов последней модификации Ту-154M. В марте этого года менеджер московского представительства АО "Авиакор" Владимир Одинцов сообщил, что оснастка для сборки Ту-154 на заводе постепенно разбирается, и таким образом производство этого самолета близится к концу.

После 1996 года, достраивая ранее заложенные фюзеляжи, «Авиакор» продолжал понемногу поставлять «тушки», в том числе и на внешний рынок. В 1996 году один Ту-154М был продан в Чехию, а в 1998 еще четыре таких же -- в Словакию. Примечательно, что один Ту-154 состоит на вооружении НАТО. Германские Luftwaffe приспособили унаследованную от ГДР машину для воздушных инспекций в рамках договора о сокращении обычных вооружений.

Михаил КУКУШКИН