Время новостей
     N°97, 04 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.06.2008
Радостное брюхо к учению глухо
Опечаленные дети лучше выполняют аналитические задания
Неожиданный вывод получили психологи из университетов штата Виргиния и британского Плимута. Им удалось поставить под сомнение одну из основных аксиом педагогики. Обычно считается, что хорошее настроение ребенка приводит к успехам в учебе, а огорченное дитя хуже выполняет задания. Но экспериментальная проверка этого утверждения провалилась.

Психологи проводили свой опыт на малышах различного возраста. Юным участникам эксперимента нужное настроение создавали с помощью музыки и мультиков. Чтобы развеселить ребенка, запускали легкую мелодию или показывали забавную сценку из «Книги джунглей» или «Короля-льва», если требовалось вызвать печаль, звучала грустная музыка, а для видеоряда подбирали трагические повороты сюжета. После этого ученику давали несложное задание: найти на картинке некую геометрическую фигуру вроде треугольника. Оказалось, что грустный ребенок в среднем гораздо лучше и быстрее справляется с заданиями психолога, чем его развеселившиеся товарищи.

Впрочем, ученые недолго пытались придумать объяснение подобному эффекту. Симона Шналль из Плимута предложила объяснение, которое, возможно, удовлетворяет и традиционному взгляду, и результатам эксперимента. По ее мнению, все зависит от задачи, которую поставили перед учеником. Состояние счастья, по мнению Шналль, приводит к тому, что человек, полагающий, что все прекрасно, обрабатывает информацию «глобально». Если же человеку грустно, значит, ему чего-то не хватает, и опечаленный человек начинает обращать внимание на мелкие детали. Соответственно, если нужен креативный подход, то веселье здесь подойдет как нельзя лучше. Если же нужно обращать внимание на подробности, то грустный ученик обойдет того, кто доволен жизнью. А данное исследование, обращает внимание Симона Шналль, как раз и требовало от детей тщательного изучения деталей картинки. Поэтому-то те, кому показывали печальные сцены из мультфильмов, лучше разобрались с заданием, чем их счастливые сверстники.

Осталось лишь заметить, что существующие школьные методики, как правило, и предполагают постоянное внимание к деталям. Для того чтобы решить уравнение, или написать диктант без ошибок, или запомнить даты жизни древних властителей и героев, нужно обращать внимание именно на детали. От учеников крайне редко требуют креативного мышления или создания всеобъемлющих теорий. Поэтому, если ребенок приносит домой «двойку», возможно, это не из-за его лени или тупости. Не исключено, что просто одноклассник рассказал ему перед уроками чересчур смешной анекдот.

Илона БЫКАДОРОВА