Время новостей
     N°97, 04 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.06.2008
На полчаса обогнать Индию
Пакистан решил перейти на летнее время
Помогает ли летнее время беречь электроэнергию -- вопрос до сих пор открытый. Различные подсчеты показывают, что вся возможная экономия укладывается в лучшем случае в несколько процентов. Однако Пакистан по примеру северных стран тоже решил дважды в год переводить стрелки. В прошедшие выходные официальное время в стране сдвинулось на час вперед. В Исламабаде полагают, что это поможет немного облегчить хронически тяжелую ситуацию, связанную с нехваткой электричества.

В отличие от европейского перевода стрелок пакистанское летнее время действительно соответствует своему названию. В этой стране сдвиг на час вперед произведен в ночь на 1 июня, возврат к зимнему варианту произойдет 31 августа, одновременно с окончанием календарного лета. Так что весь режим экономии продлится лишь три месяца. Напомним, что в странах умеренного пояса период летнего времени куда более долог. Скажем, у нас в России он длится семь месяцев -- с конца марта по конец октября. Пакистан, кстати, уже раз пытался заимствовать европейскую манеру перевода часов в 2002 году, но тогда этот эксперимент посчитали не слишком удачным. Теперь в стране еще раз попытаются приучить людей к летнему времени.

В результате перевода стрелок Пакистан стал одной из немногих южных стран, использующих разные временные режимы в зависимости от сезона. Летнее время, которое в XX веке пытались вводить практически повсеместно, удержалось только в странах умеренного пояса. Его используют в Европе и Египте, в Северной Америке не южнее Мексики, в Австралии, Новой Зеландии, Аргентине, Чили, Уругвае. То есть в тех странах, где зимой и летом количество дневного света существенно отличается. Из стран, расположенных вблизи экватора, летнее время используют единицы. Даже в той же Австралии стрелки переводят в основном в южных штатах, на севере страны от этой затеи отказались.

Однако в Пакистане, который далек от умеренных широт, переход на летнее время, видимо, считается экономически вынужденным. В стране дефицит электроэнергии, местные электростанции не справляются с возрастающим потреблением, и нехватка мощности составляет около 4 тыс. МВт. Это довольно много: для того чтобы покрыть такую недостачу, нужно выстроить, например, Братскую ГЭС или атомную станцию вроде Ленинградской или Балаковской. И одним переводом стрелок проблему нехватки энергии Пакистану вряд ли удастся решить.

Этот перевод часов создаст и еще одну забавную ситуацию. Уйдя на час вперед, Пакистан с формальной точки зрения перейдет в другой часовой пояс и как бы поменяется местами с соседней Индией. Дело в том, что в Индии используется свой собственный уникальный стандарт: официальное время Дели на пять с половиной часов больше гринвичского, а стрелки тут не переводят. А поскольку пакистанские «плюс пять» летом превращаются в «плюс шесть», то в Исламабаде сейчас на полчаса больше, чем у соседей.

В результате в летние месяцы при гипотетическом пересечении границы между этими государствами путешественнику придется поступать вопреки обычному порядку вещей. При движении с запада на восток стрелки часов надо будет прокручивать не вперед, а назад, а возвращаясь, прибавлять полчаса.

Михаил МАНСКОЙ