Время новостей
     N°41, 11 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.03.2002
Таможенный кодекс на дороге согласований
Самый спорный закон, возможно, скоро будет принят
У проекта Таможенного кодекса, обсуждение которого состоится сегодня в Думе на парламентских слушаниях «ВТО и таможенное регулирование», непростая судьба. Он создавался в недрах Государственного таможенного комитета, когда стало очевидно, что ныне действующий кодекс, принятый еще в 1993 году, не соответствует требованиям времени. В ноябре 1999 года Дума одобрила законопроект в первом чтении, однако окончательному его принятию помешали парламентские и президентские выборы.

Отсрочка, рассматривавшаяся сначала всего лишь как досадное недоразумение, оказалась затяжной. Вопрос, как всегда, уперся в кадры -- новые люди, занявшие различные командные высоты, стали предъявлять к кодексу, как раз проходившему межведомственные согласования, свои требования. Так, глава Министерства экономического развития и торговли либерал Герман Греф выдвинул ряд принципиальных возражений. ГТК был с ними категорически не согласен.

Ведомство Германа Грефа и таможня споткнулись на двух пунктах: праве ведения таможней оперативно-розыскной деятельности и валютном контроле. ГТК особенно обидело, что у него хотят забрать право ОРД, и понять его можно. Главная задача таможни, от которой зависит ее благополучие как ведомства и судьба ее руководителя, кто бы он ни был, -- это сбор денег в казну. Сейчас на долю таможни приходится около 40% всех собранных в бюджет средств, и главным ее оружием в постоянной битве с импортерами и экспортерами остается право ОРД. ГТК этого в общем-то и не скрывает: на последней расширенной коллегии председатель Михаил Ванин среди приоритетных задач наступившего года назвал укрепление правоохранительного блока, на долю которого падает главная тяжесть борьбы с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости и т.д. А это и есть «черные дыры», через которые уходят бюджетные деньги. Без права оперативно-розыскной деятельности таможня не сможет выполнять возложенные на нее задачи.

Согласование затянулось, т.к. ГТК уступать не хотел. Ответственные лица таможни и МЭРТ даже избегали публичного упоминания о кодексе, настолько это стало больной темой для обоих ведомств. Трудная ситуация разрешилась только в конце прошлого года, на совещании у вице-премьера Алексея Кудрина. Понимая, что стороны договориться между собой уже не могут, а кодекс необходимо принимать, он взял на себя роль третейского судьи и поддержал ГТК. Герману Грефу оставалось только подчиниться.

Сейчас проект кодекса уже внесен в Думу. Пока он проходит обсуждение на экспертном совете бюджетного комитета и в подкомитете по таможенно-тарифному регулированию, главой которого является бывший председатель ГТК Валерий Драганов. Сторону таможни представляет статс-секретарь ГТК Юрий Азаров.

ГТК планирует, что кодекс будет принят уже на весенней сессии и вступит в действие с июля 2003 года. Однако обсуждение в Думе будет трудным: депутаты настроены решительно, и многое в кодексе их явно не устраивает. У ГТК остается в запасе политический ресурс: от принятия Таможенного кодекса во многом зависит вступление России в ВТО, а власти решительно заинтересованы в том, чтобы это произошло скорее. Однако быстрое принятие кодекса при помощи команды из Кремля или Белого дома может стать палкой о двух концах. Как показывает опыт работы над Налоговым кодексом, спешка приводит к обилию "законодательных блох", на исправление которых уходит много времени. Вряд ли ГТК заинтересован в том, чтобы производить постоянный ремонт кодекса в полевых условиях. Поэтому всем участникам процесса придется поискать золотую середину между сроком и качеством.

Вера БРЫЧЕВА