Время новостей
     N°41, 11 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.03.2002
Чисто украинская история
Кучму обвиняют в торговле оружием
На последнем перед парламентскими выборами заседании в минувший четверг Верховная рада Украины отказалась обсудить причастность президента Кучмы к незаконной торговле оружием и начать процедуру импичмента, как того требовала оппозиция. Вопрос передан на рассмотрение специальной комиссии по «делу Гонгадзе». Интерес к «оружейному» скандалу подогрела трагическая гибель в автокатастрофе на прошлой неделе Валерия Малева, главы «Укрспецэкспорта», компании-монополиста по поставкам оружия. На его похороны 9 марта пришел сам Леонид Кучма. Чем закончится дело об оружии, киевскому корреспонденту газеты «Время новостей» Светлане СТЕПАНЕНКО рассказывает глава комиссии Рады по «делу Гонгадзе» Александр ЖИР.

-- Вы заявили, что комиссия располагает данными, позволяющими начать процедуру импичмента. Насколько они серьезны?

-- Кучме и его окружению есть чего бояться. В процессе расследования комиссия собрала документы, касающиеся не только «дела Гонгадзе», убийств видных политиков, но и материалы, связанные с незаконной торговлей оружием.

-- На днях погиб глава «Укрспецэкспорта» -- г-н Малев заснул за рулем. Его коллеги по работе призывают не превращать эту смерть в «политическую спекуляцию». Но в Раде его считают главным свидетелем по делу об оружии, располагавшим полной информацией обо всех незаконных операциях.

-- У меня достаточно оснований утверждать, что его смерть могла быть связана с фактами торговли оружием. На закрытом заседании Рады, где должен был решиться вопрос о начале процедуры импичмента, я планировал обнародовать эпизоды, связанные с деятельностью Малева на должности главы «Укрспецэкспорта» (он возглавил компанию в 1998 году. -- Ред.).

-- Майор Мельниченко, предоставивший записи разговоров Кучмы и Малева, готов свидетельствовать в суде по этим эпизодам?

-- Думаю, что да. Хотя информация комиссии базируется и на других материалах.

-- Предоставила ли результаты экспертизы этих записей американская компания «Бэк Тэк», рекомендованная вашей комиссии ФБР?

-- Еще нет, но эти результаты будут готовы в ближайшее время. Мы подвергнем экспертизе любые эпизоды, чтобы исключить возможность фальсификации. На сегодняшний день ни у членов комиссии, ни у тех специалистов, с которыми я общался за рубежом, нет сомнений, что записи Мельниченко -- правда.

-- Ранее Рада поддержала обращение в Генпрокуратуру о расследовании информации о причастности к торговле оружием бывшего главы СБУ Леонида Деркача, его сына и секретаря СНБОУ Евгения Марчука. Ваши материалы включают эпизоды, связанные с этими лицами? Идет ли речь о гг. Жукове и Минине, которые ныне находятся под арестом на Западе за торговлю, в том числе украинским оружием?

-- Комиссия этими материалами не занимается целенаправленно -- они попали к нам в ходе работы по основным направлениям. Что касается информации, которую я собирался обнародовать, речь идет об эпизоде, который однозначно говорит о незаконной торговле оружием и причастности к этому Леонида Кучмы.

-- Будет ли это дело расследовано на Украине?

-- При нынешнем президенте и генпрокуроре его могут только похоронить. Я возлагаю надежды на независимое расследование в стенах Рады и судебные процессы в третьих странах.

-- Вы говорили, что станете инициатором таких судебных слушаний. Сделали ли вы для этого реальные шаги?

-- Да, и в ближайшее время все о них узнают. Думаю, мы установим истину еще в этом году.

-- Вы не считаете, что после смерти Малева вам небезопасно держать материалы об оружии под сукном и единственный способ их обезвредить -- это обнародовать?

-- Я полковник СБУ и отдаю себе отчет, чем это может закончиться для меня лично. В то же время дело об оружии перешагнуло рамки одной страны, так что отстранение одной-двух фигур ничего властям не даст.

-- Оружие, которое продавалось за рубеж как украинское, нередко было российского происхождения, утверждают в Раде. На ваш взгляд, может ли скандал об оружии затронуть Россию?

-- Я этого не исключаю.

-- Насколько, на ваш взгляд, справедливы утверждения об иностранном следе «кассетного скандала»?

-- Здесь нет ни российского, ни американского следа. Это чисто украинская история.

Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО