Время новостей
     N°94, 30 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.05.2008
«Специально тормозить переговоры с ЕС мы не станем»
Договор о стратегическом партнерстве России с Евросоюзом, который заменит устаревшее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве от 1994 года, стал центральной темой стартовавших вчера в Париже переговоров российского премьера Владимира Путина с французским руководством. Лишь на прошлой неделе Еврокомиссия получила мандат на переговоры с Россией по новому договору. О предстоящих переговорах спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ рассказал постпред России при Европейских сообществах в Брюсселе Владимир ЧИЖОВ.

-- Вы уже видели мандат Еврокомиссии на переговоры с Россией по договору о стратегическом партнерстве?

-- Нет и не увижу. И свой не покажу. По итогам заседания совета министров иностранных дел ЕС опубликовано решение об утверждении мандата. Но прилагаемые к нему директивы на переговоры, естественно, не оглашаются -- иначе переговоры теряют смысл. Переговорные директивы -- это всегда один из самых охраняемых дипломатических секретов.

-- Тем не менее известен список требований Литвы к России, ставший предварительным условием для утверждения мандата...

-- Председатель Совета ЕС по общим вопросам и внешним связям, глава МИД Словении Димитрий Рупел подчеркнул, что подобные односторонние заявления не создают новых условий для переговоров. Отдельные страны ЕС излагают свою позицию в расчете на то, что она будет учтена переговорщиками, но это не юридически обязывающие условия, а своего рода политические довески. Они касаются разношерстного набора болезненных с точки зрения Литвы моментов наших двусторонних отношений, в том числе относящихся еще к 1991 году и вообще к 40-м годам прошлого века.

Могу предположить, что речь пойдет и об энергетике, причем не столько вокруг трубы на Мажейкяйский НПЗ (Литва требует возобновления прерванных в 2006 году поставок российской нефти. -- Ред.), сколько о ратификации Договора к Энергетической хартии, подписанного Россией в 1994 году, но до сих пор не ратифицированного. Но ведь он не ратифицирован также Норвегией, Австралией, Новой Зеландией и Белоруссией. Да и попытка увязать переговоры с урегулированием замороженных конфликтов в Грузии и Молдавии в итоге оказалась не вполне удачной.

-- Вы тоже сможете поднимать на переговорах с ЕС любые вопросы? Например, о размещении американской противоракетной обороны в Европе, о независимости Косово...

-- Да все что угодно. Но специально тормозить переговоры мы не станем. Я с озабоченностью следил за разборками в ЕС вокруг мандата. Дело в том, что как переговорщик с российской стороны я объективно заинтересован в том, чтобы руки моих партнеров не были связаны за спиной тугим морским узлом. Если у собеседников не будет свободы маневра, переговоры можно довести до абсурда.

-- Почему Россия не ратифицировала Договор к Энергетической хартии?

-- Госдума в свое время приняла решение, допускающее рассмотрение вопроса о его ратификации лишь после разработки приложения к нему -- Транзитного протокола. Без особого успеха переговоры по нему идут несколько лет в формате почти полусотни участников Энергетической хартии. Реально же переговоры ведут Россия и ЕС -- ведь транзит интересует в первую очередь именно их. Был достигнут прогресс в согласовании формулировок, но позже юридическая служба Еврокомиссии дезавуировала своих переговорщиков, отбросив переговоры к стартовой отметке.

-- Когда ждать начала переговоров по новому договору с ЕС?

-- Думаю, старт им будет дан на саммите в Ханты-Мансийске.

-- Кстати, почему местом проведения саммита стал Ханты-Мансийск?

-- Его предложил в прошлом году на октябрьском саммите в португальской Мафре Владимир Путин. Партнеры с ходу согласились. Кстати, на прошлой неделе в Брюсселе была проведена презентация Ханты-Мансийского автономного округа, в которой участвовали губернатор, представители топливно-энергетического комплекса, лесной промышленности, транспорта. По уровню налоговых отчислений в федеральный бюджет округ при населении в 1,5 млн человек занимает второе место после Москвы.

-- Думаете, переговоры по новому договору затянутся?

-- Прогнозировать дату их завершения не буду. Это контрпродуктивно для любых переговоров.

-- Через какую процедуру будет проходить потом согласованный договор?

-- Через ратификацию. Подчеркну, что в ЕС предусмотрена национальная ратификация этого документа -- ему нужно будет пройти все 27 парламентов.

-- То есть Литва или Польша смогут вновь остановить этот процесс?

-- Теоретически да. Но изменить содержание они уже не смогут, ибо этот комплексный документ уже будет подписан нами с ЕС и с его странами-членами.

-- Глава МИД Франции Бернар Кушнер уже объявил, что первая глава нового договора с Россией будет посвящена обороне и безопасности...

-- Об этом мы еще должны договариваться. У каждой из сторон есть видение структуры договора. Полагаю, что варианты вряд ли сильно противоречат друг другу. Есть настрой на юридически обязывающее и охватывающее все сферы нашего взаимодействия рамочное соглашение, оставляющее поле для последующих отраслевых соглашений. Ведь нельзя объять необъятное.

-- Но вы согласны, что вопросы обороны и безопасности должны присутствовать в договоре?

-- Конечно. Кстати, этого не было в прежнем Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Переговоры по нему завершились в 1994 году, тогда понятия единой политики в области безопасности и обороны не было даже в помине. Ныне это реальность. Чтобы заполнить эту нишу, в октябре 2000 года на саммите в Париже при прошлом французском председательстве специально была принята декларация, определившая модальности наших консультаций в этой сфере. Но декларация не является юридически обязывающим документом.

-- Каково место Косово в нынешней повестке дня нашего общения с ЕС?

-- Здесь я бы выделил два аспекта. Во-первых, вопрос признания независимости Косово даже при консенсусе всех 27 стран -- членов Евросоюза все равно был бы вне компетенции ЕС. Такого консенсуса нет и, я уверен, не будет. Поэтому и единой позиции ЕС по этому вопросу быть не может.

Во-вторых, Россия не против, чтобы ЕС играл какую-то роль в косовском урегулировании. Мы также были бы не против направления Евросоюзом своей миссии в край при наличии соответствующей правовой основы. Но для этого нужна резолюция Совбеза ООН, а ее на сегодняшний день нет. ЕС пока безуспешно пытается договориться с ООН о передаче полномочий от миссии ООН в Косово к миссии Евросоюза. С нашей точки зрения такая передача без санкции Совбеза нелегитимна, и это понимают в секретариате ООН. Россия считает, что миссия Евросоюза могла бы иметь право на существование в Косово лишь при соответствующем оформлении по линии ООН и с согласия принимающей страны -- члена ООН, то есть Сербии.

Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ