Время новостей
     N°94, 30 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.05.2008
Заклинатели цен
Производители и магазины жаждут "ювелирного" рыночного регулирования
Обсуждение высоких цен на продовольствие, похоже, входит в ежедневную практику министерств и ведомств. Вчера на заседании экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) замглавы ведомства Андрей Цыганов попросил собравшихся ответить на главный вопрос: что, по их мнению, власти могут сделать для стабилизации цен на продовольствие. Торговцы и производители ответили: не провоцировать рост цен постоянным повышением тарифов, неловкими защитными мерами и административным нажимом на бизнес.

Те, кто производит, и те, кто продает, в лучших традициях валили все друг на друга. Хлебопеки заявили, что прибыль торговых сетей составляет до трети в цене хлеба для потребителей. «Резерв для улучшения качества ценообразования -- 30--35%», -- заявил глава гильдии пекарей и хлебопеков Юрий Кацнельсон. Торговые сети в лице Льва Хасиса из «Х5 Ритейл Групп» опровергли: «30% -- это наша наценка, но мы из нее также должны оплачивать расходы и налоги. По итогам прошлого года наша чистая прибыль составила 2,7%». Торговцы не в восторге от действий властей. «Налоговые требуют предоставить все накладные на наши товары. В нашем случае это 7 тонн бумаги, 50 человек, которые будут копировать, и несколько грузовиков, чтобы доставить это в налоговую. При том, что все прекрасно понимают, что все это никто не прочитает», -- рассказал г-н Хасис. Все эти расходы торговцы включают в себестоимость товара.

Как уверяют сетевики, именно они, позиционирующие себя в качестве «современного формата торговли», делают больше всех для сдерживания роста цен. Доктор Мартелли из Metro Cash&Carry привел цифры: рост розничных цен в прошлом году был в два раза ниже роста цен производителей, а в мелких магазинах рост цен больше, чем в сетевых, на 30%.

Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько заступился за производителей. «В сельском хозяйстве были периоды, когда отпускные цены, например, на зерно падали в течение полутора лет. Но розничные цены при этом почему-то даже росли. То же самое было со свининой», -- заявил эксперт.

Алексей Третьяков из питерской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка попытался опровергнуть обвинения в адрес мелких торговцев. «Я из города победивших «сетей», у нас самый большой процент крупной торговли. Но рост цен за прошлый год оказался выше, чем в среднем по стране», -- заявил г-н Третьяков. Казалось, дискуссия превращается во взаимные обвинения и оправдания. Но собравшиеся неожиданно нашли консенсус. Выступление главы Российского зернового союза Аркадия Злочевского развернуло мысли аудитории в другом направлении. Оказалось, и у производителей, и у торговцев есть-таки общий враг -- государство. Г-н Злочевский изложил свою точку зрения на введение запретительных экспортных пошлин на зерно. Мало того, что эта мера не дала ожидаемого эффекта по снижению цен на хлеб в магазинах, она, по словам Злочевского, для производителей также ничем приятным не обернулась. «Мы подняли цену на мировом рынке, но не воспользовались этим, а освободили место для конкурентов. При этом все заключенные ранее контракты пришлось исполнить, даже в убыток себе», -- заявил зерновик. Рыночное регулирование -- это «ювелирная работа», с которой государство не справляется, эмоционально резюмировал он.

Руководитель управления ФАС по Ставропольскому краю Владимир Рохмистров категорично заявил, что считает неправильным дотирование сельского хозяйства. Правда, такой вывод он сделал из единственного разговора с представителем крупного агрохолдинга, который заверил его, что у них все в порядке. В ответ представитель «Вимм-Билль-Данн» Игорь Лупинос предупредил, что если дотации будут отменены, то у молочной отрасли перспективы будут не слишком радужные. «Производство молока нерентабельно, что ведет к сокращению поголовья. Пока компании могут замещать сырое молоко порошковым, но с вступлением в силу техрегламента по молочной продукции, когда придется называть вещи своими именами, спрос на натуральный продукт возрастет. Вот только к тому времени его производство уже упадет до критических объемов», -- заявил молочник.

Юлия МИРОНОВА