Время новостей
     N°40, 07 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.03.2002
Афиша

Тем, кто хочет «быть в курсе»

Единственный отечественный режиссер, способный снять фильм, который пойдет одновременно в десятке кинотеатров по всей Москве, это, понятно, отец «Братьев» Алексей Балабанов. Его новый фильм называется «Война» (Россия, 2002) и повествует о чеченской кампании. В главных ролях -- дебютант Алексей Чадов, а также английский актер Иэн Келли, Ингеборга Дапкунайте и Сергей Бодров-младший. А в саундтреке не обошлось без Вячеслава Бутусова, «Би-2» и прочих героев балабановского формата. С 14 марта смотрите в «Алмазе», «Варшаве», «Первомайском», обоих кинотеатрах «Каро-Фильм», «Победе», «Пушкинском» и «Электроне».

В марте Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского, возглавляемый Владимиром Федосеевым, проводит фестиваль из нескольких концертов в Большом зале Консерватории. 14 марта музыканты представят публике оперу Чайковского «Иоланта» в концертном исполнении. Владимир Федосеев осуществил постановку этой оперы в августе 2001года на фестивале Klang Bogen в театре An der Wien. Австрийская пресса дала очень высокую оценку этой работе, особо отметив великолепный певческий состав. Теперь есть возможность услышать «Иоланту» Федосеева в Москве. В главных партиях заняты ведущая солистка Киевского национального театра оперы и балета Ольга Микитенко (Иоланта) и солист Цюрихского театра Opernhaus Петр Бечала (Водемон). Партию короля Рене исполнит бас из Вены Бенно Шоллум.

Государь Петр Алексеевич был во всех смыслах человек «исторический». Мало того, что заставил он жить Россию по-новому (да так, что по сей день кашицу, что он палкой помешивал, мы расхлебываем), мало того, что многажды влипал в истории, достойные Ноздрева, так еще и своим (равно своих деяний) «имиджем» занимался с особым тщанием. Петр одновременно вершил и «писал» историю, верно понимая, что выразительные «слова» (знаки, символы, ритуалы) зачастую помнятся лучше сомнительных дел. И на этой -- пропагандистской, идеологической, мифотворческой -- стезе наш первый император зело преуспел. Каковы были государевы стратегии и практические решения, рассказывает книга Елены Погосян «Петр I -- архитектор российской истории» («Искусство -- СПб.»). Важнейшим орудием Петра были сложно организованные пышные празднества в честь воинских побед, со временем превратившиеся в ритуальные годовые поминовения. Сопрягаясь с праздниками церковными и фамильными (дни рождений и тезоименитств членов государева дома), «викториальные» даты организовывали имперский календарь, актуальный и после кончины решительного «архитектора». Календарь этот поддерживался собственно историографией, что надлежащим образом трактовала причины и следствия дел Петровых. Завершает книгу Погосян глава о судьбе петровской исторической мифологии в смутный и загадочный период царствований Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны. Последний сюжет разработан, на мой вкус, особенно увлекательно, но не удивлюсь, если других читателей больше заинтригуют иные страницы исследования Погосян -- книги по-настоящему богатой материалом и радующей ясностью мысли, стройностью концептуальных построений и изяществом четкого слога.
Тем, кто знает толк в искусстве

Ироничный haute couture можно посмотреть в галерее «Айдан». Там выставлено творчество самодеятельного художника Валерия Панова. Его искусство возвращает образцы высокой моды туда, где им самое место, -- в поп-арт. Насколько куклы Барби похожи на красавиц-моделей с идеальными пропорциями, оцените сами.

С сегодняшнего дня в «5 Звездах» и «Ролане» смотрите фильм Ричарда Эйра «Айрис» (США, 2001) -- кинобиографию, как становится понятно уже из названия, писательницы Айрис Мердок, которую по очереди играют Кейт Уинслет и Джуди Денч. Фильм вполне традиционный, неспешный, качественный, мало чем отличающийся от прочих биографических картин, -- но смотреть необходимо. Кино выдвинуто сразу на три «Оскара» -- причем Уинслет (лучшая главная роль) и Денч (лучшая роль второго плана) могут получить награды за роль одного и того же персонажа и создать тем самым невиданный со времен «Крестного отца» прецедент. Также номинирован Джим Броадбент как лучший актер второго плана (он уже получил за нее «Золотой глобус»). В общем, настоящий артхаус для тех, кто по непонятным причинам все еще ходит в кино в надежде встретиться с прекрасным. В Америке, кстати, таковых оказалось не так уж много -- при бюджете 5,5 миллионов долларов и предоскаровской истерии сборы «Айрис» не добрались еще и до полумиллионной отметки. Одно слово -- искусство!

Хороших иллюстраторов детских книг ой как мало. А уж лауреатов премии Андерсена в России вообще только два: Борис Диодоров и Татьяна Маврина. Во вторник экспозицией «Праздник жизни Татьяны Мавриной» открылся филиал Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке. Состоялась презентация альбома «Татьяна Маврина. Сорок сороков». Выставка представляет Маврину и как замечательного иллюстратора и как коллекционера русского фольклора. Много лет художница вместе с мужем, Николаем Кузьминым, собирали игрушки, лубки, создавали летопись старинных городов. Теперь их фонд превратился в самостоятельный раздел Музея на Пречистенке. Вполне справедливо.
Тем, кто мечтает увидеть живьем знаменитость

С 14 марта в обоих кинотеатрах «Каро-Фильм» пойдет психологический триллер Шона Пенна «Обещание» (США, 2001), который на последнем ММКФ представлял, между прочим, сам режиссер и исполнитель главной роли Джек Николсон. Экранизация знаменитой книги Фридриха Дюрренматта (которую сам писатель назвал «поминками по детективному жанру») выполнена негромко, но мощно и будет интересна даже тем, кто знаком с первоисточником и знает, чем кончится дело. Николсон роскошен как всегда, но все-таки куда большее внимание привлекают исполнители ролей второго плана -- вроде Бенисио Дель Торо и Микки Рурка. Кроме них в ролях также Робин Райт-Пенн и Сэм Шепард.

В «Дядюшкином сне» Театра Вахтангова можно увидеть самого Владимира Этуша, вновь, как и в «Кавказской пленнице», сыгравшего неудачливого жениха. Во всенародно любимой комедии Этушу удалось воплотить собирательный образ номенклатурного работника с Кавказа, здесь -- собирательный образ одряхлевшего маразматика. Большую часть спектакля он играет не конкретного человека, а гротескную старость -- кряхтит, охает, теряет равновесие и в каждой сцене меняет парики. В финале представления неожиданно выясняется, что сей комический старик наделен богатым внутренним миром, но поверить в чудесное преображение оказывается непросто. Зато другой недавно взошедшей звезде вахтанговцев, Марии Ароновой, удается не только сохранить стилистическое и жанровое единство, но и отодвинуть на задний план всех прочих исполнителей, включая бенефицианта. Ее неуемный комический дар заставляет вспомнить Фаину Раневскую, сыгранная ею Москалева -- Тартюфа и Наполеона одновременно, а после рассказа ее героини о знойных испанцах из бананово-лимонной Севильи хочется отправиться в ближайшее турагентство и немедленно уехать на Пиренейский полуостров. Театр им. Вахтангова, 7 марта, 19.00.
Тем, кто ценит здоровый консерватизм

Два века назад шутили: «Фамилия Голицын в России -- все равно что Смит в Англии». Сегодня род Голицыных тоже весьма многочислен. Убедиться в этом можно было на вернисаже выставки «Семья Голицыных», что прошел во вторник в Академии художеств. Экспозиция посвящена столетию Владимира Михайловича Голицына (1901--1943). Когда б не аресты и смерть в лагере, имя блестящего графика, иллюстратора, изобретателя уникальных детских морских игр было бы известно не только узкому кругу посвященных. Искусство его сына, Иллариона, ученика Владимира Фаворского, бесконечно тихое и интимное. Словно рисовал художник свои драгоценные по колориту пейзажи сидя у окна собственной усадьбы. Портьеры, портреты в овальных рамах, солнечный зайчик бликует в зеркале. Несуетное искусство, вполне достойное княжеского титула (особенно если учесть время, когда оно создавалось). Та же камерная интонация в московских пейзажах племянника Иллариона Сергея Голицына, в гобеленах Екатерины Илларионовны Голицыной. Семейная выставка убедила бы в существовании особого «голицынского» стиля, если бы не живопись Ивана Илларионовича Голицына. На его холстах жирафы в испуге перебегают Ордынку, летают дома в разрезе, сквозь огромные золотые кольца прорастают одуванчики. Получается довольно весело, детям нравится. Детей у художника трое, а фамильная черта Голицыных -- уважение к детям.

Российский национальный оркестр представит 12 марта в Большом зале консерватории монографическую программу из сочинений английского композитора Эдварда Элгара. Музыка одного из самых ярких британских романтиков близка по духу творчеству Шумана и Брамса. Несмотря на то что Элгар жил в период расцвета Британской империи, его творчеству свойственна особая романтическая сумеречность. В концерте прозвучат прославленные Вариации для оркестра «Энигма» (то есть «Загадка»), в которых Элгар «нарисовал» портреты своих друзей, и Виолончельный концерт, признанный вершиной позднего творчества композитора. В программу также включены увертюра «Кокэйн» и Интродукция и аллегро для струнного оркестра. Дирижировать приглашен маэстро из США Джеймс Джадд, а солисткой выступит одна из самых ярких виолончелисток мира Наталия Гутман.

Голос -- древнейший музыкальный инструмент. Даже барабан древнему человеку нужно было как-то осмысленно делать, а голос -- он вот уже, уже есть. Так что говорить о консервативности вокальных ансамблей попросту не приходится. Тем не менее чисто вокальных джазовых ансамблей в мире по большому счету раз, два и обчелся, а «широкий слушатель» знает и вовсе два -- Manhattan Transfer и Take Six. Так что первые российские концерты вокального ансамбля New York Voices можно назвать событием сверхредким даже для насыщенной культурной жизни столицы. Квинтет New York Voices образовался в 1987-м и два года спустя записал одноименный дебютный альбом, который нашел теплый прием у джазовых критиков и фанатов импровизационной музыки. С тех пор группа неустанно колесит по лучшим джазовым клубам и сценам мира, шлифуя свое редкое ныне мастерство. В 1994 году один из отцов -- основателей коллектива ушел из группы, и она стала квартетом. Это не помешало музыкантам и дальше интенсивно записываться с разными корифеями джаза, а также выступать, выступать и выступать, всякий раз поражая слушателей идеальной состроенностью голосов. 7 и 8 марта, «Ле Клуб», 21.00.

В начале восьмидесятых Олег Хлебников считался одним из самых ярких и перспективных «молодых поэтов» традиционной складки. И это, на мой взгляд, вполне соответствовало действительности. В последнее время стихи Хлебникова печатались не слишком часто -- тем приятнее появление его книги «Жесткий диск» (М., «Русская книга»; серия «Поэтическая Россия»). Итоговый -- на сегодня -- сборник открывается циклом «Как я проводил Лету. Новые стихи», а затем поэтический сюжет движется к своему началу. Завершают книгу «повести в стихах», последняя из которых -- «Улица Павленко» (1998) -- посвящена житью-бытью литераторов в Переделкине. Верность себе Хлебников несомненно сохранил. Вот одно из его новых стихотворений: Что захочешь, то и получишь -- / надо только алкать сильней,/ можешь -- тачку себе получше,/ можешь -- сучку повеселей. // Все доступно -- бери руками,/ хочешь -- голыми, и с носка/ первым бей./ Это время -- камни/ влет бросать, напрострел виска. // Успокоится разве к ночи/ наша буча. И в эту ночь -- / все, что хочешь!../ Да не захочешь -- / и не в масть уже, и невмочь.
Тем, кто падок на все модное

Два подарка приготовили к 8 Марта организаторы XII Антикварного салона. Музей-заповедник «Царское Село» привез веера XVIII -- XX веков. Гуашью на бумажных экранах нарисованы пасторали, концерты, альковные сценки в манере Ватто и Буше. Оправы выполнены из кости, перламутра, панциря черепахи и рога. Декорированы резьбой, чеканкой, инкрустацией из золота, серебра и цветных камней. Рядом с этой красотой выставлены дамские костюмы XIX -- начала XX века из собрания Натальи Кострыгиной. Куратором второй выставки выступили сотрудники другого знаменитого петербургского пригорода-музея «Павловск». Когда-то в безумной красоты нарядах блистали модницы Петербурга, Парижа, Вены. Потом платья век пылились всеми забытые в бабушкиных сундуках. Их вытащили, отреставрировали. Сейчас как новенькие. У некоторых удачная сценическая судьба. Показанные на салоне все вместе напоминают мизансцену чеховского спектакля. Помимо нарядов и вееров дамы обнаружат на салоне множество других милых финтифлюшек: броши, ботиночки, шелковые зонтики и вазы из цветного стекла. Энциклопедия стиля модерн.

Поставив «Портрет Дориана Грея», Андрей Житинкин словно бы опустил роман Уайльда в проявитель, превратив модернистскую любовь к узорам, завитушкам и драгоценным камням в красоту рекламного ролика. У Уайльда Дориан -- ожившая статуя эпохи эллинизма. У Житинкина -- красивый мальчик из журнала Gay Parade. Лавровый венок, который он надевает, чтобы позировать Бэзилу, идет ему не больше, чем корове седло. Зато кожаный костюмчик с завлекательными разрезами смотрится отлично. Утонченный лорд Генри носит у Житинкина рубашку в мелкую сеточку с большой брошью. Художник Бэзил, крашеный блондин с нервным лицом, -- белые брюки с какой-то калякой-малякой, претендующей на авангардизм. В финале его спектакля Дориан с окровавленной грудью падает на перила, и под звуки красивой музыки на него сыплются сверху красные цветы. Такой красотище позавидует любой глянцевик. Уайльд скользил по грани, отделяющей высокое искусство от китча, Житинкин с наслаждением в китч соскальзывает. Там ему и место. Театр на Малой Бронной, 6 и 10 марта, 19.00.

«Убийство лысого в подвале пустым мешком по голове» -- не будь это старинной детской присказкой, можно было бы подумать, что так говорят про английскую группу Tiger Lillies. Троица разухабистых англичан в Москве не в первый раз. В этот визит они даже проведут небольшой клубный тур по столице и Питеру. Саркастичные шансонно-аккордеонные песни группы снискали такую любовь здешней публики, что впору говорить о культовом статусе «тигровых лилий» в нашем городе. Да и как может быть иначе, если лидер группы Мартин Жак поет о зоофилии, смерти и клоунах, аккомпанируя себе на аккордеоне, а барабанщик Эдриан Хьюдж и контрабасист Эдриан Стаут устраивают сумасшедшее «кровавое» кабаре-шоу с «убийством» заводной овцы. Поисками подобных художественных глубин и своего творческого «я» трио занимается с конца 80-х. Кроме собственно шоу в активе группы создание музыки к кинофильмам и театральным представлениям; дискография коллектива насчитывает более десятка позиций (в том числе с Kronos Quartet). Клуб «Проект О.Г.И.» в Потаповском переулке, начало в 22.00.
Тем, кто собирается поступать в творческий вуз

Вслед за «Антигоной» Темура Чхеидзе во МХАТе пьесу Жана Ануя поставил Владимир Агеев. По сравнению с Чхеидзе, чей стиль, кажется, насквозь пропитан застоявшемся воздухом академических театров, молодой режиссер полон сил и буквально фонтанирует постановочными идеями. Его сценическое произведение напоминает то медитативное кино в духе Сокурова, то населенный киберами фильм ужасов. Он то ориентальности в спектакль подпустит (первый монолог героини звучит как очень длинное хокку, а няня, которой он адресован, выглядит как гейша на пенсии), то вспомнит о традициях античного театра и выпустит Исмену на котурнах, то заставит Креона с Антигоной сменить ануевскую прозу на чеканный софокловский стих. Вопреки ожиданиям этот богатый на идеи спектакль получился еще более скучным, чем незатейливая, но внутренне цельная постановка Чхеидзе. Просмотрев обеих «Антигон», легко убедиться: добротный психологизм все же лучше дешевого экспериментаторства. Театр им. Пушкина (Малая сцена), 9 и 11 марта, 19.00.


Тем, кто считает себя продвинутым

В программе концерта, который состоится в Концертном зале имени Чайковского 9 марта, будут соседствовать музыка эпохи барокко и современная классика. В этот вечер свой двадцатилетний юбилей справляет Академия старинной музыки -- камерный ансамбль знаменитой скрипачки Татьяны Гринденко. Музыканты сыграют сочинения Корелли, Монтеверди, Баха и Телемана, а затем представят «Реквием», один из самых известных опусов нашего современника Владимира Мартынова, творчество которого относится, по его же словам, к «посткомпозиторской» эпохе. Для исполнения хоровых партий «Реквиема» приглашен знаменитый московский ансамбль «Сирин» Андрея Котова, не раз участвовавший в проектах Мартынова, в том числе и в Театре Анатолия Васильева.

Вообще-то про русскую дуэль написано очень много всякой занимательности, а мода на элегантных бретеров позапрошлого века ушла вместе с позднесоветским историзмом. Но всякий колоритный сюжет можно развернуть в соответствии с «духом времени». Этим милым делом и занимается профессор кафедры славянских языков и литератур Колумбийского университета Ирина Рейфман, превращая «мифологизированную» тщанием историков-предшественников «рыцарственную дуэль» в «достоверную» «Ритуализированную агрессию« (М., «Новое литературное обозрение»). Автор задается вопросом: «Был ли в действительности Золотой век русской дуэли -- время, когда каждый дворянин был связан неписаным, но повсеместно чтимым кодексом чести?» Ответы на подобные вопросы известны загодя. Конечно же, ничего подобного не было! (Интересно, а кто и когда утверждал, что честь -- в любую эпоху! -- может быть всеобщим достоянием?) Идет систематичное разоблачение «красивых сказок», смешиваются в кучу разновременные и разноплановые сюжеты, вновь и вновь на «дуэльном» фоне возникают истории о пьяных потасовках, трусости, бесчестье и тираническом государстве. Фабула знакома: Петровское государственничество-самодурство; гороховый шут Петр III; Павел I -- «рыцарь с палкой»; Шереметев дерется с Завадовским, Чернов -- с Новосильцевым, Катков -- с Бакуниным, Утин -- с Жоховым, Гучков -- с Мясоедовым, Волошин -- с Гумилевым... (Хороший тон требует умалчивать о «примитивах» -- дуэлях Пушкина и Лермонтова.) Ну и без литературы дело не обходится: глава о «зарождении дуэльного дискурса» в словесности XVIII века, глава о Бестужеве-Марлинском, глава о Достоевском... Приятное совмещается с полезным. Обогатившись знанием множества «вкусных» и «скверных» анекдотов, отряхнув прах стародавних иллюзий, продвинутый читатель вновь удовлетворенно констатирует: уши выше лба не растут, русскому человеку честь -- сплошная обуза, а мы (интеллектуалы начала третьего тысячелетия) куда умнее, трезвее, гуманнее и политкорректнее как героев «эпохи красивых костюмов», так и косневших в предрассудках историков минувшей эпохи. Что и требовалось доказать.

Афишу подготовили:

Марина Давыдова (театр), Анна Ветхова (классическая музыка), Александр Беляев (неклассическая), Станислав Ф. Ростоцкий (кино), Андрей Немзер (книги), Евгения Гершкович, Сергей Хачатуров (выставки)

«ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»