Время новостей
     N°141, 06 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.10.2000
Утомленные консерватизмом
Литовцы устали от Витаутаса Ландсбергиса
Как и в большинстве посткоммунистических стран, партий в Литве хватает: в парламентских выборах в ближайшее воскресенье участвует 29 из них. Однако 5-процентный барьер преодолеют не более шести-восьми. Выборы проходят в условиях глубочайшего кризиса нынешнего правящего правого блока -- Консервативной и Христианско-демократической партии. Консерваторы и их вождь, спикер сейма Витаутас Ландсбергис эксплуатируют тему внешней (читай, "восточной") опасности, поиск внутренних и внешних врагов. Апелляция к национал-патриотизму, свойственному тому периоду, когда страна боролась за независимость, избирателям надоела. А авторитарный стиль правления Ландсбергиса стал причиной возникновения внутренней оппозиции -- партию покинули многие видные политики, которые тут же создали целый букет организаций правого толка: Партию народных консерваторов, Партию истинных консерваторов. Правый фланг усилился и появлением Партии современных хрисдемов, отпочковавшейся от Христианско-демократической партии. А усилиями бывшего премьера Роландаса Паксаса крохотный Союз либералов превратился в одну из самых влиятельных политических сил. На этом фоне то, что осталось от партии Ландсбергиса, ассоциируется в общественном мнении с консерватизмом в смысле рутины и отсталости.

Политологи отмечают в этой связи два позитивных момента. Во-первых, появление на политическом Олимпе новых организаций, по существу претендующих на замену партий времен Саюдиса. Во-вторых, появление четкости в "расцветке": правые "поправели" в смысле либерализма.

На левом фланге также произошли серьезные перемены. Избранный в прошлом году новый лидер Социал-демократической партии Витянис Анрюкатис -- молодой, энергичный интеллектуал, сын политического ссыльного и хирург по специальности -- сделал то, чего давно ждал от этой партии левый электорат -- помирился с Демократической партией труда (бывшей Компартией Литвы). Они сумели договориться о создании реальной предвыборной коалиции -- с общим списком кандидатов, единой программой, "теневым кабинетом".

К ним примкнули Новая демократия во главе с первым премьером Литвы Казимирой Прунскене и Союз русских Литвы. Мощной поддержкой этой коалиции является Альгирдас Бразаускас, первый президент страны. Коалиция присвоила себе его имя, а сам он рассматривается как кандидат в премьеры.

Судя по социологическим опросам, наибольшие шансы попасть в парламент у левой коалиции, а также Союза либералов, Нового союза, Союза центра и Консервативной партии. Впрочем, фактический спектр будет шире, поскольку в Литве смешанная избирательная система, и половина мест в сейме будет избрана по одномандатной (мажоритарной) системе.

Пытались создать нечто вроде коалиции и три союза: Союз либералов, Новый союз, Союз центра. Однако внутренние разногласия не позволили им даже сохранить видимость блока, и каждый из них действует на свой страх и риск.

Еще одна примечательная особенность этих выборов -- приход в политику бизнесменов. "Мы убедились, что никто вместо нас не наведет порядок в законодательстве, пригодный для развития бизнеса", -- такой вердикт вынесен на собрании Конфедерации работодателей, объединяющей мелкий и средний бизнес. Ее лидер Виктор Успаских выдвинулся по Кедайняйскому одномандатному округу, его примеру последовали еще 16 человек. Крупный бизнес представляет Конфедерация промышленников во главе с Брониславасом Лубисом. Промышленники, как и на прошлых выборах, вероятно, поддержат консерваторов.

При всех идейных противоречиях партии, идущие на выборы, одинаково критично смотрят на многие реликты политики ландсбергизма. В области экономической политики -- это защита национальных интересов в процессе приватизации, во внешней -- более гибкие и дружеские отношения с соседями и на Западе, и на Востоке. Скорее всего она будет менее проамериканской и более проевропейской. Вряд ли новая власть изменит свои установки по поводу интеграции в НАТО и ЕС, но постарается не раздражать Россию и внушить ей, что никакой опасности для нее в этом нет.

Жанна СКРИПОВА, Вильнюс