Время новостей
     N°92, 28 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.05.2008
Госарифметика
Минфин поддержит «Концепцию-2020» своим пятнадцатилетним бюджетом
"Найти разницу" между разнообразными долгосрочными стратегиями пытались вчера участники пресс-конференции, организованной Министерством финансов. Пятнадцатилетний бюджет не менее важен, чем «Концепция-2020», пыталась уверить вчера директор департамента Минфина Оксана Сергиенко. Долгосрочное финансовое планирование, по ее словам, должно еще больше усилить нацеленность бюджетной политики на достижение устойчивого экономического роста. Для этого Минфин готов задействовать все доступные ему инструменты: госрасходы, монетарную и налоговую политику.

Министерство финансов готовит теперь не только одно- и трехлетние бюджеты, но уже 1 августа представит и финансовый план государства на 2009--2023 годы. Документ учтет несколько сценариев, в зависимости от цен на нефть и развития демографической ситуации. По изначальной логике, столь отдаленный горизонт планирования необходим, если государство начинает ставить перед собой новые глобальные цели. Но, похоже, пока все усилия финансового ведомства, отраженные в пятнадцатилетнем бюджете, направлены на более актуальные сегодня текущие задачи вроде снижения темпов инфляции при сохранении набранных высоких темпов роста.

«Наша главная задача -- сбалансировать высокие темпы экономического роста и низкую инфляцию», -- заявила вчера г-жа Сергиенко. Сейчас все факторы, от которых зависит достижение поставленных целей, действуют в обратном направлении. В России крайне несбалансированы внутренние спрос и предложение -- первый в два раза больше. Частью по объективным причинам: высокие цены на нефть и как следствие большое количество денег в экономике. Частью по субъективным: в виде роста госрасходов или больших внешних заимствований компаний.

Сильнее всего беспокоит Минфин ситуация с неадекватными спросом и предложением. «Неизбежные следствия этого -- инфляция и замедление темпов экономического роста», -- говорит г-жа Сергиенко. Чтобы изменить ситуацию, нужно целенаправленно воздействовать на составляющие спроса и предложения. Именно такую цель ставит перед собой Минфин, разумеется, в рамках возложенных на него полномочий.

В первую очередь министерство намерено переходить к более жесткой денежно-кредитной политике, направленной на регулирование притока денег в экономику. Несмотря на то, что в предыдущие годы существенная часть денег изымалась через стабфонд, денежно-кредитная политика, по словам г-жи Сергиенко, была «очень мягкой». Сейчас Минфин будет настаивать на принятии более жестких мер. В этом его поддерживает Центробанк. «Президент поставил цель снизить инфляцию до 3% в год, для этого мы должны были сокращать монетарную инфляцию (без учета сезонных факторов и регулируемых тарифов. -- Ред.) на 1% ежегодно. Но в прошлом году рост цен только за счет монетарных факторов составил 6,7%, что на 1% больше, чем в 2007 году», -- напомнила представитель Минфина. В этом же году ожидается чистый приток капитала не менее уровня 2006 года, когда к нам пришло 41 млрд долларов.

Во-вторых, у министерства есть свое представление об оптимальной величине госрасходов. «Расходы должны расти темпами, сопоставимыми с ростом ВВП. А в прошлом году, когда экономика выросла на 7%, рост расходов составил 17%», -- заметила г-жа Сергиенко. По ее словам, Минфин внесет в финансовые планы постепенное замедление темпов роста расходов уже в ближайшие три года.

С внешними заимствованиями компаний -- третьим фактором -- все сложнее. Они уже достигли 34% ВВП, в прошлом году был 31%. Но Минфин пока не предполагает вводить контроль за внешними займами компаний и банков. Хотя, по словам г-жи Сергиенко, такую ситуацию министерство просчитывает при подготовке финплана. Другая проблема: при растущих банковских кредитах инвестиции в основной капитал растут гораздо медленнее, что явно указывает на непрофильные и неэффективные расходы.

Представитель Минфина не озвучила планы по регулированию другой важной составляющей экономического роста -- предложения. Видимо, предполагается, что за это будет по-прежнему отвечать Минэкономразвития. «Разработка «Концепции-2020» как была, так и остается за Минэкономразвития», -- сказала г-жа Сергиенко. Это проект гораздо шире финансового плана, но определенные «пересечения» есть. Минфин ставит задачи усилить роль государства по тем направлениям, «в которых сейчас делается недостаточно». Это, по словам директора департамента, прежде всего бюджетные отрасли, пенсионная система. А вот помогать Министерству эконмразвития финансисты, кажется, не намерены. Снижение НДС, которое заявляется ведомством г-жи Набиуллиной в качестве наиболее действенной меры стимулирования экономического роста в части предложения, по-прежнему не поддерживается Минфином.

Юлия МИРОНОВА