Время новостей
     N°92, 28 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.05.2008
Запрос остается открытым
МТС может не хватить емкости спутниковых каналов
В начале декабря МТС объявила открытый запрос на постройку собственной сети наземных спутниковых станций. Подведения итогов ожидали через пару месяцев, но победитель неизвестен по сей день. Между тем задержка с подведением итогов ставит под сомнение саму идею постройки собственной сети. Емкость спутниковых каналов разбирается как горячие пирожки, говорят сами претенденты на исполнение заказа МТС.

В МТС открытый запрос предпочитают называть «тендером» и обещают, что подведение итогов произойдет «в ближайшие месяцы». Участники тендера разочарованы -- по их мнению, это слишком долго.

«Предмет тендера -- аренда каналов спутниковой связи и поставка оборудования для использования каналов. Сама сеть будет строиться на Дальнем Востоке, Урале, в Сибири и на северо-западе», -- рассказала пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. По ее словам, тендер был объявлен 28 декабря 2007 года, и уже 1 марта должны быть известны его итоги. К этой дате ситуация не прояснилась. Более того, 3 марта в СМИ со ссылкой на представителя МТС появились сведения об объявлении нового тендера, итоги которого будут подведены через два месяца. Г-жа Осадчая подтвердила, что действительно был объявлен второй тур тендера. Любопытно, что сами его участники называют другие даты и уверены, что участвовали не в тендере.

«11 декабря был объявлен запрос предложений на поставку оборудования и полного комплекса услуг по строительству сети земных станций спутниковой связи ОАО «МТС», -- говорит Георгий Паутов, заместитель генерального директора компании «АРД Сатком Сервис», участвующей в борьбе за заказ от МТС. -- Дата подведения результатов условиями запроса не была определена».

Сергей Савин из консалтингового агентства Jonson's&Pathers объяснил «Времени новостей», что между открытым запросом и тендером есть существенная разница. «Объявление о тендере и форма тендерной заявки публикуется в специальном издании, есть жесткие требования к участникам тендера. С большой натяжкой открытый запрос может быть закрытой и непонятной для участников формой тендера», -- говорит Савин.

Как удалось выяснить, открытый запрос объявлял департамент транспортной сети МТС. По мнению представителя департамента Дениса Костикова, тендер и открытый запрос -- это одно и то же. «Договор с участниками запроса не заключался, никакие обязательства мы на себя не брали, -- сообщил г-н Костиков. -- Вся документация была выслана участникам открытого запроса».

Задержку с подведением итогов в МТС объясняют по-разному. «В связи с длительностью процедуры оценки анализа совместимости предложений с техническими возможностями процесс занимает достаточно длительное время», -- сообщили в пресс-службе. «Задержка связана с большим количеством участников и сложностью с подведением итогов», -- заявила «ВН» Ирина Осадчая.

У объявившего открытый запрос департамента транспортной сети МТС наиболее внятная версия. «Причина задержки объясняется тем, что полученные ответы МТС не удовлетворили, -- говорит Денис Костиков. -- Была поставлена задача -- разработать решение «под ключ» для охвата Уральского, Сибирского, Дальневосточного и Северо-Западного регионов. Мы рассчитываем, что нам будут предложены конечные варианты со всеми типами расчетов».

Узнать дату оглашения победителя не удалось. По словам представителя пресс-службы МТС, о точной дате подведения итогов уведомлены лишь участники запроса. Однако представитель компании «Исател», одного из участников запроса, утверждает, что о точной дате им не сообщили. «Мы надеемся на это. Если в ближайшую неделю итоги подведены не будут, надеяться будет не на что», -- резюмирует он.

«О сроках подведения итогов мы не имеем ни малейшего представления, -- говорит Георгий Паутов. -- Предпосылок для быстрого принятия решения нет. Собственная спутниковая сеть -- лишь замена арендуемых сегодня средств, то есть задача выполняется и без новой сети. Тем не менее ее появление позволит компании значительно сэкономить на стоимости поддержки трафика».

Однако сэкономить МТС удастся лишь в том случае, если самому оператору хватит емкости спутниковых каналов. Сегодняшняя потребность МТС -- обеспечение поддержки трафика по спутниковым каналам в 390 Мбит в секунду. Саму МТС дефицит спутниковой емкости не пугает. «Это проблема участников тендера, нас она не волнует», -- утверждает Ирина Осадчая.

По словам директора департамента транспортной сети МТС Геннадия Журавлева, появившимся в СМИ, компания рассчитывает на новый спутник, который ФГУП «Космическая связь» запустил 28 января: «Он закрывает интересующие нас регионы».

Геннадий Журавлев имеет в виду спутник «Экспресс-АМ33». Это первый спутник, созданный по заказу государственного предприятия «Космическая связь» (ГПКС) в рамках Федеральной космической программы России на 2006--2015 годы. «Экспресс-АМ33» охватывает территорию России, Казахстан, северные районы Центральной Азии, Монголии и Китая. Однако участники тендера не исключают, что, пока подводились итоги, спутниковую емкость «Экспресс-АМ33» уже разобрали. Спрос на нее в несколько раз превышает предложение и ежегодно повышается на 15--20%.

По словам Георгия Паутова, готовящийся к запуску в этом году «Экспресс-АМ44» делу не очень поможет. «Он пойдет в европейскую точку одиннадцатой западной долготы, а это вовсе не большая часть России». Вердикт участников рынка таков. «Спутниковая емкость «Экспресс-АМ44» уже почти разобрана, поэтому расчет на него может оказаться верным лишь в одном случае -- если сами участники запроса заблаговременно выкупили для МТС спутниковую емкость, -- говорит представитель «Исател». В противном случае у МТС не останется и этого варианта».

Денис Костиков признает, что рассматривались варианты использования обоих спутников, АМ33 и АМ44. Судя по тому, что решение до сих пор принято не было, проблема со спутниковой емкостью у МТС, несмотря на заверения ее представителей, все-таки есть. И она может вырасти до таких масштабов, что проект обзаведения собственной сетью окажется бесполезным.

«Больше двух спутников в год не запускается, -- предупреждает Георгий Паутов. -- Количество орбитальных точек, закрепленных за Россией, ограничено. Время от времени новые спутники будут заменять старые, при этом емкость каналов связи возрастет, но незначительно».

Выручить оператора может повышение эффективности использования имеющихся каналов, полагают эксперты. Даже если CAPEX -- показатель капитальных затрат при строительстве с развертыванием сетей спутниковой связи -- окажется высоким, то низкий OPEX -- операционные затраты, связанные с поддержанием деятельности сетей, -- позволит проекту быстро окупиться -- таково мнение Георгия Паутова. «Это означает: дороже построить, но дешевле поддерживать», -- объясняет Сергей Савин из консалтингового агентства Jonson's&Pathers.




Сегодня в государственную спутниковую орбитальную группировку входят 11 спутников. Их зоны обслуживания покрывают территорию практически всего мира -- России, СНГ, Европы, Ближнего Востока, Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной и Южной Америки, Австралии. Долгосрочная программа развития российской спутниковой группировки предусматривает запуск 15 космических аппаратов до 2015 года.

Виктория МУСОРИНА, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»