Время новостей
     N°89, 23 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.05.2008
Письмо "друга"
Геннадий Тимченко все отрицает
Геннадий Тимченко, один из самых известных и в то же время самый загадочный российский предприниматель, которого пресса аттестует исключительно как «друга Владимира Путина», впервые выступил с публичными комментариями по поводу этой дружбы. Впрочем, сделал он это с безопасного расстояния: написал письмо в британскую газету Financial Times.

Тимченко -- совладелец швейцарской Gunvor Group, третьего в мире и крупнейшего в России нефтяного трейдера. Он никогда не давал интервью, а его лицо известно публике лишь по одной фотографии, напечатанной еще в 2005 году. В рейтинге крупнейших российских предпринимателей журнала Forbes Тимченко впервые появился в нынешнем году, заняв 43-е место с состоянием 2,5 млрд долл. Компанию Gunvor Тимченко основал вдвоем со шведом Торбьерном Торнквистом, и, по словам последнего, впоследствии миноритарный пакет был продан некоему частному лицу. До сих пор все комментарии в прессе давал именно шведский бизнесмен, занимающий в Gunvor пост председателя совета директоров. В этом году, по сообщению Reuters, компания планирует экспортировать 90 млн тонн нефти и нефтепродуктов и выручить не менее 70 млрд долл. (в 2007 году -- 83 млн тонн и 43 млрд долларов).

Поводом для эпистолярной активности г-на Тимченко стала опубликованная неделю назад в FT статья о причинах успехов Gunvor. Газета задавалась вопросами, кто именно способствовал стремительному росту Gunvor и кто участвует в ее доходах. Наличие у одного из совладельцев такого друга, как президент России, могло бы дать ответ по крайней мере на первый вопрос. Торнквист, в свою очередь, говорил, что для фирмы постоянные спекуляции в прессе о связях с Путиным -- «фактор, доставляющий неприятности». А рост бизнеса объяснял способностью компании выигрывать тендеры, предлагая более высокие цены за российскую нефть и нефтепродукты, а также ее ноу-хау в области логистики и давнишними связям в эстонских и других портах.

Справедливости ради следует отметить, что Геннадий Тимченко, комментируя одни факты и выводов, аккуратно обходит своим вниманием некоторые другие факты, изложенные в статье.

«Вы ложно утверждаете, будто за успехом Gunvor стоят особые отношения между мной и бывшим президентом России Владимиром Путиным. В действительности сообщения в прессе о масштабе каких-либо связей между мной и Путиным -- это преувеличение», -- пишет предприниматель. Он утверждает, что к компании «Золотые ворота» (в газете она названа «единственной обнаруженной FT компанией, в которой участвовали и Тимченко, и Путин») «имел настолько мало отношения, что можно даже сказать, что вообще не был с нею связан». Связь, которую обнаружили журналисты FT, состоит в том, что среди учредителей этой фирмы были комитет по внешним связям мэрии Петербурга (им руководил Путин) и компания «Киришинефтехимэкспорт» (там работал Тимченко). «Мое самое тесное участие состояло в том, что однажды меня попросили провести брифинг для группы сотрудников мэрии, в которую входил и Путин, о том, какие типы продукции можно будет обрабатывать на модернизированном нефтеперерабатывающем заводе, если проект будет осуществлен», -- пишет Тимченко. Далее он опровергает выводы о сближении с Путиным на почве дзюдо (будущий президент был почетным президентом клуба дзюдо, Тимченко -- одним из спонсоров), получение ценовых преференций от «Сургутнефтегаза» при торговле нефтью, а также называет неверным «смысл и общее впечатление», которые создает статья в FT.

«Моя более чем 20-летняя карьера в нефтяной отрасли не строилась на фаворитизме или политических связях», -- заключает предприниматель. Однако «секрет успеха» Gunvor г-н Тимченко так и не раскрыл, объяснив получение контрактов (со всеми без исключения государственными нефтяными компаниями и рядом частных) «превосходством в сферах логистики, транспортировки, надежности и цен». Ничего он не пишет и о том, каковы в действительности его взаимоотношения с Владимиром Путиным, и вообще, встречались ли они хоть раз после упомянутого «брифинга для сотрудников мэрии». Сам Путин, возможно, и мог бы сказать, что, мол, знаком с Тимченко еще со старых времен, но он никаких активов или преференций от государства не получал, как торговал нефтью в 1990-е -- так и торгует... Но экс-президент, как известно, никогда не комментирует свои личные отношения.

Как бы то ни было, высокопоставленные чиновники в течение всех последних лет на условиях полной анонимности говорили о серьезном влиянии совладельца Gunvor, упоминая его в связи со многими событиями: например, с отставкой Николая Аксененко из правительства, увольнением в 2006 году чиновников, отвечавших за составление графиков экспорта нефти, и уже совсем недавним решением о конечном пункте будущего нефтепровода БТС-2 в порту Усть-Луга.

Журналисты FT прозорливо отметили, что с уходом Владимира Путина с президентского поста близким к нему бизнесменам «становится все труднее увернуться от прожекторов». Полученное редакцией послание от Геннадия Тимченко -- явное подтверждение этому. Подробные публикации относительно бизнеса Gunvor появлялись и прежде, причем в российской прессе (в частности, в газете «Ведомости», издающейся совместно Financial Times и The Wall Street Journal). Однако именно теперь что-то заставило предпринимателя выйти на свет «прожекторов» со своими комментариями.

Андрей ДЕНИСОВ