Время новостей
     N°40, 07 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.03.2002
Погоня за грузом
Северные порты пострадали от железнодорожной реформы
Северная конференция грузовладельцев, созванная по инициативе Минтранса, состоялась вчера в Архангельске. Состав участников мероприятия оказался значительно шире, чем можно было ожидать, исходя из его названия. На конференцию съехались не только потребители транспортных услуг, но и активные субъекты транспортного процесса: моряки и портовики. Сильнее всего их сплотило неприятие тарифной политики железнодорожников. Замминистра путей сообщения Сергей Гришин заявил, что подход его ведомства к тарифам, вероятно, претерпит изменения. Он, однако, не обещал, что тарифы изменятся именно в ту сторону, куда хотят архангельские грузовладельцы.

Минтранс в этом году инициировал создание объединений грузовладельцев в основных портовых регионах России. В феврале в Новороссийске была созвана Южная конференция, сейчас -- Северная, в начале апреля к ним должна добавиться Дальневосточная, а позднее -- Балтийская. Все эти конференции замышлены не столько как отраслевые ассоциации в обычном смысле этого слова, сколько как форумы для обмена мнениями и поддержания контактов, без строгого членства, постоянной штаб-квартиры и четкого регламента.

Несмотря на рыхлость организационной платформы, участники Северной конференции продемонстрировали вчера высокую степень единомыслия. Они практически единодушно констатировали, что первый этап унификации железнодорожных грузовых тарифов, осуществленный в прошлом году МПС, пошел северным портам только во вред. До прошлого года на железных дорогах страны действовали две категории расценок: одна (так называемый тариф 10-01) -- для внутренних грузоперевозок, вторая, более высокая -- для экспортно-импортных. Этот двойной стандарт провоцировал непрерывные протесты экспортеров. Идя навстречу их чаяниям, с 1 августа 2001 года МПС приступило к унификации грузовых тарифов, установив новый тариф на промежуточном уровне между бывшим экспортным и бывшим внутренним. Причем для одних категорий грузов эта планка оказалась ближе к более низкому из "бывших" тарифов, а для других -- наоборот. Кроме того, на первом этапе по новому тарифу стали оплачивать только экспортные грузы, отправляемые за рубеж через российские порты (предполагалось, что это должно помочь загрузке отечественных гаваней). Полная унификация с распространением единого тарифа на весь внешнеторговый груз намечена на этот год.

Вчера северные портовики единодушно пожаловались, что если кто и выиграл от унификации, то не они, а Санкт-Петербург и Новороссийск. Стоимость перевозки через северные порты из-за их отдаленности только увеличилась. "Раньше доставка тонны экспортного воркутинского угля у нас стоила 12 долл., а после унификации -- 12,6 долл.", -- привел наглядный пример управляющий Кандалакшским морским торговым портом Александр Страшный.

В связи с этим северные портовики, а также лесники, горняки и металлурги, которые были бы не прочь воспользоваться их услугами, будь они подешевле, один за другим просили правительство установить для перевозок в северные порты льготные железнодорожные тарифы. Замруководителя департамента регулирования производственной деятельности морских портов Минтранса Эдуард Перепелицын поддержал эту идею, а также выдвинул в ее развитие другую: повысить плату за подвоз грузов к Питеру и Новороссийску. Корреспонденту газеты "Время новостей" г-н Перепелицын пояснил, что администрациям двух последних портов эта мера вряд ли придется по душе. Однако технические возможности этих портов практически исчерпаны, так что с нынешними или повышенными тарифами расширяться им все равно некуда. А недозагруженным портам эта мера пойдет на пользу. Соответствующие предложения Минтранса, по словам г-на Перепелицына, сейчас изучает правительственная комиссия по регулированию железнодорожных тарифов под председательством вице-премьера Виктора Христенко.

Замглавы МПС Сергей Гришин поддержал коллегу из Минтранса, сказав, что возможности портов Петербург, Новороссийск и Восточный "использованы на 100%", а в малых портах "пропадает" в среднем не менее 30% мощностей. Однако путь предоставления льгот и исключений на конкретных транспортных маршрутах представляется г-ну Гришину тупиковым. МПС, по его словам, уже пришло к выводу, что "просто так проводить вторую унификацию (тарифов. -- Ред.) незачем". Железнодорожники решили полностью пересмотреть действующий тариф 10-01, в том числе с учетом интересов северных портовиков и грузоотправителей, и в начале второго квартала 2002 года представить правительству новую его редакцию.

Михаил КУКУШКИН, Архангельск