Время новостей
     N°87, 21 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.05.2008
Boeing обещал больше не опаздывать
«Лайнер мечты» взлетит до конца года
Американская компания Boeing пообещала больше не переносить вывод на рынок своего нового лайнера Boeing-787, сроки первого полета которого уже трижды сдвигались. «Первый самолет для летных испытаний будет готов в июне, первый полет состоится в четвертом квартале 2008 года, а поставки заказчикам начнутся в третьем квартале 2009 года, -- заявил в понедельник руководитель программы Boeing-787 Пат Шанахан на встрече с журналистами на авиазаводе Boeing в городке Эверетт под Сиэтлом. -- Я не ожидаю больше никаких неожиданностей в выполнении наших обязательств».

Ранее неожиданные проблемы в проектировании Boeing-787 и строительстве первых экспериментальных экземпляров заставили Boeing в октябре прошлого года, а также в январе и апреле нынешнего переносить ранее объявленные сроки первого полета и начала поставок самолета, известного также под коммерческим названием Dreamliner («Лайнер мечты») (см. «Время новостей» от 9 апреля). Из-за задержек компания также сочла необходимым сменить прежнего руководителя программы и поручить ее г-ну Шанахану. Теперь г-н Шанахан, по его словам, «с точностью до дня и почти до часа» знает дату первого полета Boeing-787. Однако из осторожности авиаконструктор отказался поделиться этим сокровенным знанием с репортерами и даже постучал (за отсутствием вокруг дерева) по пластиковому экрану, на который проектировалась презентация о ходе проекта.

Г-н Шанахан сообщил, что сейчас крылья первого летного образца готовы к испытаниям, передняя и задняя части фюзеляжа «почти готовы», а средняя часть корпуса самолета «будет готова в июне». Ранее Boeing столкнулся с проблемами при проектировании кессона крыла, который крепится к фюзеляжу самолета как раз в этом месте (см. «Время новостей» от 24 марта).

К летным испытаниям, которые продлятся восемь месяцев, компания готовит шесть экземпляров Dreamliner. На них будут отработаны различные аспекты эксплуатации самолета, в том числе с обоими типами двигателей (производства компаний General Electric или Rolls Royce), которые могут на него устанавливаться. Надо отметить, что сборка пятого экземпляра Boeing-787 началась совсем недавно -- 1 мая. Седьмой самолет станет первым серийным, отправленным заказчику.

Параллельно идут статические испытания машины. Руководитель этого участка работ Рэнди Харли напомнил «Времени новостей», что часть таких испытаний для программы 787 по контракту с Boeing ведет московский институт ЦАГИ.

К сегодняшнему дню в общей сложности 58 авиакомпаний (в том числе российские «Аэрофлот» и «Сибирь») заказали 896 Dreamliner. Некоторые из заказчиков, по первоначальному графику, уже должны были бы получить свои покупки. Накопившееся отставание старта поставок, после нескольких переносов, составляет полтора года. Отвечая на вопрос, каких компенсаций требуют от Boeing недовольные клиенты, г-н Шанахан лишь обтекаемо отметил, что компания индивидуально работает с каждым отдельным заказчиком. А на вопрос, какая из проблем, с которыми столкнулись проектировщики за эти полтора года, была «самой плохой», руководитель проекта ответил в сборочном цехе Dreamliner: «Самое плохое -- это то, что первый самолет все еще здесь».

Михаил КУКУШКИН, Эверетт