Время новостей
     N°38, 05 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.03.2002
Ион Друцэ: Парад суверенитетов завершился всеобщими грабежами
Знаменитого писателя Иона Друцэ в Молдавии считают поистине народным, ему верят. Для властей Ион Друцэ, при жизни зачисленный в классики, всегда был неудобным. В советские времена местные партийные бонзы навесили на него ярлык националиста, писателю пришлось покинуть родные края и обосноваться в Москве. В независимой Молдавии он опять же не пригодился, так как обвинял новые власти в том, что они «погасили свет» над страной. Неожиданно помощь «учителя» понадобилась правящим сегодня в стране коммунистам. Президент Владимир Воронин обратился к Иону Друцэ с открытым письмом, в котором предложил ему вернуться на родину и вместе разработать национальную идею, которая могла бы объединить расколотое общество. Друцэ приехал в Кишинев в разгар антиправительственных манифестаций. На главной площади молдавской столицы собралось Великое национальное собрание, которое, как и десять лет назад требовало остановить русификацию края, прогнать коммунистов и объединиться с Румынией. О том, что происходит со страной, с Ионом ДРУЦЭ беседует корреспондент газеты «Время новостей» Светлана ГАМОВА.

-- Ион Пантелеевич, вы привезли ответ президенту?

-- Содержание письма президента можно передать одним словом «пожар». Он предлагает мне помочь поставить фундамент, стены нашей горемычной республики. Ответ я еще не завершил, потому что вокруг все кишит и, естественно, надо собраться с мыслями. Но само послание я воспринял очень серьезно. Не дело писателя заниматься обустройством государства, но государство -- это читатели, для которых мы работаем, и мы обязаны в меру сил постараться помочь. В последнее время в СМИ, в том числе и в российских газетах, фигурирует такая фраза: Молдавия находится в поиске самоидентификации, это главная проблема страны, с решением которой надо подождать. Один наш древний летописец писал, что Молдавия стоит на перекрестке всех бед, другой сравнивал ее с деревом, с которого обрывает плоды каждый проходящий. Суть в том, что эта полоса земли располагается между двумя мирами: латинским на западе и славянским на востоке. Ряд стран имеют здесь свои интересы и союзников. Проблема осложняется тем, что титульная -- государственно-образующая часть населения (65% молдаван) -- наследовала в достаточной степени как от тех, так и от других. Собственно говоря, это народ, который растет на двух мощных корнях -- славянском и латинском. Во времена Советского Союза противоречия, вытекающие из этой данности, находились как бы в замороженном состоянии. Великое национальное собрание в начале 90-х годов было для Молдавии праздником на один день. А вслед за этим ожили все внешние силы, которые имели здесь свои интересы. Последние десять лет мы, как, оказалось, жили в условиях яростного противостояния, что ненормально для цивилизованного государства.

Недавно в Молдавии придумали деление на районные центры (два года назад были образованы уезды), объявили о досрочных выборах в местные органы власти, запустили избирательную машину. Завязалась чудовищная драка за выдвижение в кандидаты. И вдруг все это аннулируется, Конституционный суд признает выборы незаконными. Огромную часть человеческой энергии, которую нужно было направить на то, чтобы обустроиться и собирать урожай, выпустили на ветер.

-- Выброс энергии продолжается на городских площадях...

-- Русский язык или история Молдавии, вокруг которых бушуют страсти, думаю, только верхняя часть айсберга. То, что ниже, под водой, это и есть та самая проблема идентификации. Все сидят и ждут, какая сила возьмет вверх, и тогда будет заявлено, что народ самоидентифицировался. Но не надо делать из народа дурака. Все прекрасно понимают, что не мы, а нас идентифицируют. Вообще это процесс, формирующийся самой жизнью, начиная с личности, дома, семьи, города, деревни и т.д.

Есть некая единая болезнь всех стран СНГ. Наши лидеры встречаются, садясь за общий стол, и что-то обсуждают. Все это абсолютная пустота. Им следовало бы заняться, по моему мнению, созданием института, который бы исследовал болезнь, которой болеют все республики, вышедшие из Союза. Еще недавно мы вместе трудились, жили и танцевали, сейчас у всех разруха. Хотя и страны, и народы разные. Первое, что бросается в глаза, когда едешь по Молдавии, Украине, России, -- опустошение. Этот всеобщий грабеж меня больше всего пугает. Крестьянин унес с фермы окно, зимой было холодно -- сжег, рабочий унес какую-то деталь с предприятия, потом куда-то ее пристроил. Это грабеж на примитивном уровне. Но были люди, которые десять лет назад прекрасно понимали, что такое бартер, акциз, офшор, кредит. Они не бегали вместе с толпой и не таскали дверные коробки с ферм. В результате неравного распределения собственности образовались два класса: богатые и огромное число народа -- бедные. Ничего нового под солнцем нет. Во всем мире есть богатые и бедные. Наша проблема в том, что у нас богатые -- очень богаты, бедные -- очень бедны.

-- Прослойки между ними нет...

-- Между ними -- пропасть. Как завести диалог между бедными и богатыми? Сегодня его нет. Вокруг Кишинева -- фантастические дворцы, как в Саудовской Аравии, а в сельских школах крыши протекают. В ответном письме президенту я пишу о том, что дело сегодня не в споре между молдавским и русским языком, не в том, по каким учебникам будут учиться дети. К учебнику им надо дать кружку молока и кусок хлеба. Без этого не усвоится ни русский, ни родной язык, ни румынская и ни молдавская история.

Герцен говорил, что народ легче переносит рабство, чем свободу. Боюсь, что эта истина -- на долгие времена. Как выдавить из себя рабство? Большая часть населения с ним смирилась. И это катастрофа. Я не говорю, что надо штурмовать стены. Чем это заканчивается, мы знаем. Но есть разумные пути преодоления пропасти между богатством и нищетой. В Молдавии сегодня настолько все сложно и неопределенно. Все кипит. Когда дом горит, устраивать лингвистическую конференцию на тему этимологии слова «пожар» неразумно. Следует тушить дом.

-- Чтобы его потушить, требуется время?

-- Время, вода и энергия.

-- Парадоксально, но когда-то именно коммунисты вынудили вас уехать из Молдавии, теперь они же обращаются к вам за советом. Или это другие коммунисты?

-- Недавно меня пригласили на собрание, где предложили поддержать лозунг «Долой коммунистов!». Я ответил, что с лозунгом согласен, но коммунистов не вижу. Я никогда не состоял в этой партии, но, как и все, проходил курс политобразования. И знаю, что без диктатуры пролетариата, без классовой борьбы и без национализации средств производства коммунисты существовать не могут. Коммунисты, когда приходят к власти, берут почту, телеграф и банки. Прошел год, как компартия правит в Молдавии. Почта, телеграф и банки работают в нормальном режиме, и там даже охраны нет. Можно взять, но не берут. Стало быть, это другая партия. И они другое делают. Но что другое -- это надо раскрыть. Если пришли к власти -- назовите вещи своими именами, надо переименоваться, разработать программу.

Недалеко от моего дома в Кишиневе стоит серая бетонная стена. За этим фасадом отстраивается что-то новое, но от людских глаз оно закрыто. Компартия Молдавии сегодня -- вот эта самая серая стена, фасад, за которым возводится какое-то здание. В этой двусмысленности мы рискуем потерять страну. Я об этом сказал президенту.

-- То, что сегодня происходит в Кишиневе, грозит разрушить гражданский мир, может рассорить титульную нацию с национальными меньшинствами.

-- Ценным у молдаван было и остается умение жить по-соседски с другими народами. Нам деваться некуда, мы вместе будем жить с румынами, русскими, гагаузами, украинцами. Если мы потеряем основу, на которой держится эта совместная жизнь, у нас ничего не останется. Державы, которые дергают за нитки, пытаясь управлять ситуацией в нашей стране, должны бы понимать, что этого не надо делать. Непродуманные решения властей по русскому языку и истории Молдовы явились искрой, раздуть пожар из которой стараются многие. Голодному ребенку, у которого мама зарабатывает где-то в России, отец на Кипре, а он сам живет с бабушкой, со второго класса подставляют русский язык. Зачем? Всему свое время и место.

Беседовала Светлана ГАМОВА