Время новостей
     N°38, 05 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.03.2002
Россия мешает румынскому братству
Бухарест не хочет ссориться с Москвой из-за «братьев за Прутом»
Официальные лица в Москве, где трудности пророссийски настроенного президента Владимира Воронина принимают близко к сердцу, не раз уже давали понять: акции молдавской оппозиции поддерживаются и стимулируются извне. Конкретное местоположение этого «извне» не является загадкой: сторонники Юрия Рошки маршируют под румынскими флагами и считают себя румынами.

В Бухаресте и впрямь следят за происходящим с особым вниманием. Более того, пару месяцев назад, когда в Кишиневе только готовили решения, спровоцировавшие нынешний кризис, президент Румынии Ион Илиеску и премьер Адриан Нэстасе весьма критически высказывались относительно намерения коммунистических правителей Молдавии вернуться к обязательному изучению русского языка. Они говорили, что это противоречит курсу на европейскую интеграцию. Однако по мере дестабилизации обстановки в соседней республике отношение официального Бухареста к кишиневским выступлениям становилось все более сдержанным.

«Демонстранты в Кишиневе допустили крупную политическую ошибку, -- писала недавно влиятельная бухарестская газета «Адевэрул». -- Скандируя у российского посольства лозунг «Долой оккупантов!», они, возможно, даже прибегли к намеренной провокации. Бесарабия уже 12 лет не принадлежит Москве, коммунист Воронин избран самими молдаванами, а не посажен в президентское кресло Путиным». Поддержка Бухарестом манифестантов в Кишиневе, отмечала газета, может оказать плохую услугу самой Румынии, ибо выступления в Кишиневе уже переросли из антикоммунистических в антидемократические. А это противоречит европейским ценностям. К тому же антироссийские протесты никак не помогают развитию сотрудничества Бухареста и Кишинева с Россией, выступающей для обеих стран в качестве традиционного поставщика жизненно важных топлива и энергии. От поддержки прорумынски настроенных манифестантов Бухарест удерживает прагматичное желание сохранить хорошие отношения с Москвой как с важным экономическим партнером. Что же касается «антидемократических выступлений», то румыны знают, о чем говорят. Весной и в начале лета 1990 года они пережили «марафонскую» антикоммунистическую демонстрацию. Начавшись с благородных лозунгов, акция превратилась в диалог глухих, ее завершением стали беспорядки и кровопролитие.

Но как же быть с идеей солидарности всех румын? За десять лет существования независимой Молдавии плечо большого румынского брата почти всегда было подставлено брату меньшему. Бывало, правда, и наоборот: большому брату требовалась моральная поддержка младшего в предвыборных кампаниях, когда «солидарность румын по обе стороны реки Прут» становилась козырным аргументом в погоне за голосами избирателей, которые всегда считали Молдавию своей землей. Однако по сравнению с началом 90-х годов, когда многим и в Кишиневе, и в Бухаресте казалось, что объединение «двух румынских государств» -- вопрос времени, ныне желание броситься друг другу в объятия поугасло. В Румынии, переживающей большие экономические трудности, поняли, что к своим проблемам не стоит прибавлять чужие. Молдавия -- одно из беднейших государств Европы, к тому же приднестровская война потенциально может подорвать стабильность в регионе.

Румынская дипломатия традиционно отличалась виртуозным умением сидеть на двух стульях, чему в XX веке было много примеров. Этот навык в силу исторической близости характеров унаследован и в Кишиневе: когда надо -- заигрывают с Москвой, когда ситуация меняется -- заигрывают с Бухарестом. С румынской стороны происходит то же самое -- то все рассуждают о «наших братьях за Прутом», то отстраненно заявляют: «Пусть они там сами решают, на скольких языках им разговаривать». Последние слова премьера Адриана Нэстасе опубликованы пару недель назад в газете «Ромыния либерэ», которая наиболее внятно изложила нынешнюю позицию Бухареста в отношении событий в Молдавии. «Глава правительства заявил, -- пишет газета, -- что не приемлет никакие диверсионные попытки со стороны Кишинева, при которых определенные политические силы в Республике Молдова пытаются «заместить имеющиеся проблемы в отношениях с населением, упованием на некий конфликт интересов между Румынией и Россией -- поверх Молдовы». Нэстасе указал, что Румыния признала суверенитет и независимость Республики Молдова еще в 1991 году, и именно вследствие этого кишиневские правители «должны были бы самостоятельно решать свои социальные, экономические и политические проблемы, возникающие в отношениях с тамошним населением».

Румыния, как сосед Молдавии, с которой ее связывают «культурные и духовные ценности, заинтересована в укреплении государственности и демократической эволюции стабильной и процветающей Республики Молдова в направлении общей европейской судьбы», заявил пару недель назад румынский МИД. Общая европейская судьба -- неплохая перспектива. Вот только осталось с «диверсионными попытками» разобраться -- а там и судьбу разделить приятно будет.

Григорий ЕРШОВ