Время новостей
     N°38, 05 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.03.2002
Юрий Шевченко: «Бесплатная медицина -- это обман»
На фоне начавшегося в январе стремительного повышения цен на лекарства не добавляют россиянам оптимизма и заявления руководителей государства, которые сегодня все чаще выступают за увеличение доли платных услуг в лечебных учреждениях. Означает ли это, что правительство планирует полный отказ от бесплатной медицины? На этот вопрос корреспонденту газеты «Время новостей» Олегу ВОЛКОВУ отвечает министр здравоохранения РФ Юрий ШЕВЧЕНКО.

-- Я рискну ответить так: бесплатное здравоохранение -- это не просто обман, а величайший обман XX века. Придумали его, возможно, романтики, но разрабатывали и внедряли в общественное сознание профессионалы. Для обоснования преимуществ коммунистического мифа, для внедрения в массовое сознание мысли о том, что государство должно и может взять на себя все заботы о социальном благополучии и здоровье каждого человека, обеспечивать его без ограничений и, главное, бесплатно. Тоталитарная система социалистического общества сформировала поколения людей, настроенных на получение бесплатной медицинской помощи.

-- И чем же это плохо?

-- Я не говорю, что плоха сама идея -- бесплатно лечить человека или, скажем, бесплатно учить его. Это все прекрасно и замечательно, если рассматривать вопрос только с идеологической точки зрения. Но, по большому счету, здравоохранение в нашей стране в XX веке стало накапливать проблемы только потому, что инвестиции в него поступали не за оплаченную населением фактически оказанную медицинскую помощь по ее реальной стоимости. Деньги шли из недоплаченной людям части стоимости их производительного труда, причем не полностью, а по остаточному принципу. Также и в образовании, в социальной сфере. А с другой стороны, здоровье из «бесценного» стало ничтожно ценным. Люди уверовали в то, что за их здоровьем кто-то должен следить, оберегать его, укреплять. Кто-то, но не сам человек. В результате этой величайшей ошибки или величайшего обмана возникло то, что должно было возникнуть: состояние здоровья населения стало ухудшаться, а потребность в медицинской помощи возросла неизмеримо.

-- Сколько сейчас тратится на медобслуживание одного человека в год? И сколько нужно?

-- По рекомендациям ВОЗ на нужды здравоохранения необходимо тратить не менее 5% ВВП. У нас фактический подушевой норматив финансирования здравоохранения за счет консолидированных бюджетов субъектов федерации и средств фондов обязательного медицинского страхования в прошлом году составил 1208,7 рубля. В номинальном выражении расходы на здравоохранение растут. Но нормативов ВОЗ мы не достигли: у нас тратится меньше 4% ВВП.

-- То есть по-прежнему все плохо?

-- Отвечу как врач. Наше здравоохранение сегодня -- тяжело больной. Причем, как я уже говорил, болезнь зародилась давно, она, очевидно, носит наследственный характер. Но этот больной сегодня уже переведен из реанимационного отделения в палату интенсивной терапии. Его состояние как минимум стабилизировалось, оно уже не вызывает фатальных опасений. Наша цель -- сделать так, чтобы, пройдя через общую палату, этот больной отправился на реабилитацию и затем начал нормальную жизнь. На это, конечно, понадобится не один год.

-- И в качестве одной из оздоровительных процедур вы намерены использовать переход к платному здравоохранению?

-- Во-первых, если верить Госкомстату, этот переход уже давно начался. Скажем, в 1999 году объем платных услуг, оказанных населению медицинскими учреждениями, составил 21,7% всех расходов на здравоохранение. В 1990-м этот показатель был в пределах 1,9%.

-- Плюс еще огромное количество неучтенных платежей в карман халата...

-- А вот от этой советской практики все равно придется отказаться. Люди должны понимать, что развитию здравоохранения такая платная медицина способствовать не может, хотя она кажется привычнее и проще, скажем, добровольного медицинского страхования.

Мы, кстати, проводили опросы, которые показали: порядка 80% граждан готовы тратить на оплату медицинской помощи 10--15% своего дохода. И нам нужно, чтобы эти деньги поступали в здравоохранение легально. О необходимости создания четкой правовой и экономической базы платного здравоохранения даже говорил в своем послании Федеральному Собранию Владимир Путин. Мы считаем, что ДМС -- один из лучших видов финансирования медицинской помощи из частных средств. Потому что для учреждений здравоохранения это даст дополнительный стабильный и контролируемый поток средств и к тому же позволит нам выработать оптимально унифицированную систему ценообразования на медицинские услуги (вместо нынешних взятых порой с потолка коммерческих расценок). Но сейчас доля средств ДМС составляет чуть более 3% от общего объема финансирования медицинской помощи.

-- То есть нужно всем срочно страховаться?

-- Одного рецепта, конечно же, нет. На самом деле все значительно сложнее. Ситуация в корне не улучшится, пока не изменится отношение населения к своему здоровью.

Речь ведь не идет об отказе в бесплатной медицинской помощи, гарантированной Конституцией. Просто государство теперь признает, что сохранение здоровья, профилактика и лечение заболеваний -- очень дорогое дело и на осуществление всего объема медицинской помощи с необходимым качеством нет средств. Оно определило перечень состояний, проблем, заболеваний, финансовое обеспечение которых берет на себя. Это роды, травмы, инфекции, детские болезни, онкология и некоторые другие. Остальное -- за счет средств медицинского страхования, из фондов социального обеспечения и из личных средств граждан. Позиция в нынешних условиях единственно возможная.

Не беспокоился о своем здоровье -- плати. Только так можно в конечном результате изменить отношение к здоровью, заставить людей беречь его, сокращая тем самым потребность населения в медицинской помощи. По крайней мере до того, пока она не станет неуправляемым процессом и не поглотит весь ВВП страны, а не только бюджет.

-- Этакое воспитание рублем?

-- Люди должны понять, что за сохранение здоровья, за профилактику платить можно значительно меньше, чем за лечение заболеваний. Это главное.

-- Хорошо, но за деньги мы в конечном итоге получим качественную медицину?

-- Надеюсь, что и не только за деньги. Средства, полученные от платных медицинских услуг, пойдут и на расширение объема и повышение качества бесплатной медицинской помощи. Оплаченная населением и медицинским страхованием медицинская помощь позволит существенно повысить доходы врачей и медицинских сестер. Эти доходы будут тем выше, чем более технологичную и качественную медицинскую помощь будут оказывать специалисты.

-- Все-таки простому человеку трудно понять разницу между медицинскими услугами, которые могут быть платными, и медицинской помощью, которая гарантирована государством. Можете пояснить?

-- Есть, повторюсь, программа государственных гарантий, где все это определено. Ну а проиллюстрировать можно так. В свое время, когда только стал министром здравоохранения, я был категорически против платных услуг в сфере материнства и детства. Сегодня смотрю на это чуть иначе. В 2000 году более 25 тысяч россиянок уехали рожать за границу. Ничего предосудительного в этом, конечно, нет -- каждая женщина имеет право решать, где и как ей лучше дать жизнь своему ребенку. Но обратите внимание: роды за границей стоят от 8 до 25 тысяч долларов, в зависимости от сложности и уровня клиники. Возьмем хотя бы усредненную цену -- 10 тысяч. Это значит, что четверть миллиарда долларов просто утекли. И из страны, и из нашей системы здравоохранения. Представьте, сколько можно было бы с помощью этих денег решить проблем, какие условия создать для оставшихся рожениц!

Вы думаете, эти женщины поехали за границу за каким-то особенным уровнем медицины, за акушерами высшей квалификации? Ничего подобного. Они просто поехали рожать в нормальные, человеческие условия, туда, где нет хамства, где хорошие палаты и меню выбирает сама роженица, а не главврач, глядя в свой скудный бюджет. Беременность -- это же особое состояние, оно требует высшего сервиса, за который многие готовы заплатить. И в нашей стране нет никаких препятствий для развития такого сервиса. Но деньги должны идти не только врачам, а на развитие всей системы защиты материнства и детства. Если говорить в целом, то все деньги, заработанные учреждениями здравоохранения на платных услугах, сервисе, должны стать еще одним источником финансирования системы бесплатной медицинской помощи.

Беседовал Олег ВОЛКОВ