Время новостей
     N°38, 05 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.03.2002
Инвестиции в маринаде
Производство консервированных овощей и фруктов становится все более рентабельным
«Донской табак» завершил модернизацию одного из крупнейших на юге России консервных заводов -- Багаевского (Ростовская область). Только на приобретение для него итальянского оборудования ростовские табачники потратили более 10 млн долларов. Самое интересное, что и соседние с Багаевским консервные заводы сейчас «пухнут» от миллионных инвестиций. «Консерваторы» говорят, что их бизнес сегодня один из самых рентабельных и быстрорастущих в России. По словам директоров ряда комбинатов, деньги в консервном бизнесе оборачиваются в среднем за шесть--девять месяцев, а его рентабельность достигает 40--60%. Впрочем, она может быть еще выше, если предприятию удается построить замкнутый цикл производства, включающий в себя сырьевую базу. В общем, как заявил один директор консервного завода, «нефтяники могут отдохнуть».

Как сообщили газете «Время новостей» на «Донтабаке», в этом году Багаевский консервный завод выпустит 20 млн условных банок плодоовощных консервов (2,8 условных банки равны 1 литру). Иными словами, примерно каждый сотый маринад в России будет теперь багаевского производства, хотя еще совсем недавно завод лежал на боку, угодив под процедуру банкротства из-за хронических убытков.

Аналогичный подъем наблюдается и на всех других консервных заводах России. Достаточно сказать, что в прошлом году рост производства плодоовощных консервов в России составил почти 56%. На построенные еще в советское время консервные заводы инвесторы повалили косяком. Скажем, донская фирма «Хозяинъ» вместе со своим основным акционером -- Ростовским вертолетным заводом -- купила сразу два консервных производства, на Дону и Кубани. Столичная компания «Межгазинвест» приобрела самый большой в Ростовской области Семикаракорский консервный завод. Оказалось, что инвесторам достаточно потратить всего несколько миллионов долларов, главным образом на внешний вид отечественных маринадов и солений (евробанка, этикетка), и российские плодоовощные консервы начинают с успехом теснить на рынке импортную продукцию.

«Конечно, большим подспорьем для отечественной консервной отрасли стала девальвация рубля, -- поясняет газете «Время новостей» гендиректор компании «Хозяинъ» Андрей Волков. -- Однако самое главное, что с тех пор в этот бизнес пришли мощные инвесторы, с помощью которых в России научились делать другие консервы: внешне и по качеству они не отличаются от популярных у нас в стране болгарских и венгерских. Поэтому если раньше доля импорта на рынке плодоовощных консервов доходила до 75%, то сейчас не превышает 45--50%. Причем отечественная консервная промышленность могла бы расти еще быстрее, если бы не дефицит сырья. В те годы, когда российские консервные заводы разваливались, хозяйствам некуда было сбывать овощи, фрукты и ягоды, и селяне постепенно сократили их производство. А за год или даже за два сырьевую базу не восстановить».

На руку «консерваторам» и наметившаяся в стране тенденция к росту потребления маринадов и солений промышленного изготовления. Перспективы российского рынка в этом смысле далеко еще не исчерпаны. Так, по данным ассоциации «Консервпром», в европейских странах на душу населения ежегодно приходится не менее 100 банок консервов, тогда как в России чуть более десяти в год.

Отечественный консервпром намерен приучить россиян относиться с большей симпатией к заводским «закаткам» еще и за счет расширения ассортимента. Тот же Багаевский завод только в этом году намерен довести свою ассортиментную линейку до 85 позиций, в то время как несколько лет назад она исчерпывалась двумя десятками наименований.

Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону