Время новостей
     N°75, 30 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.04.2008
До первой "звезды" нельзя
Мэрия пытается взять под контроль автосервисы
Столичные чиновники, давно пытающиеся найти способ контролировать нелицензируемые виды предпринимательской деятельности, взялись за автосервисы. Вчера на очередном заседании московского правительства в ходе обсуждения мер по развитию инфраструктуры технического обслуживания городского автотранспорта мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что станции техобслуживания «должны находиться под определенной ответственностью, подтверждающей уровень их работы». «Техника создает опасность», -- констатировал градоначальник, отметив, что, на его взгляд, особую опасность создают автомобили, отремонтированные сервисами без лицензии или сертификата. Мэр призвал подчиненных обратить особое внимание на работу таких компаний.

Основной целью постановления «О дальнейшем развитии инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в городе Москве», судя по рассказу руководителя департамента транспорта и связи города Леонида Липсица, является строительство в мегаполисе новых постов техпомощи и модернизация старых. В частности, по его словам, сейчас дефицит предприятий техобслуживания автомобилей в городе, автопарк которого перевалил за 3,5 млн машин, составляет порядка 2 тыс. По прогнозам департамента транспорта и связи города, при ежегодном увеличении парка автомобилей на 150 тыс. единиц, потребность в услугах механиков уже к 2020 году вырастет до 16 тыс. постов техсервиса. Сейчас услуги ремонта и обслуживания автомобилей оказывает порядка 2,5 тыс. предприятий на более чем 11 тыс. постов техпомощи.

Распределение сервисов по городу, по словам г-на Липсица, весьма неравномерно. Так, например, больше всего предприятий техобслуживания сосредоточено на юге столицы. Городские транспортники обещают компенсировать это строительством типовых пунктов обслуживания машин на базе существующих открытых автостоянок в рамках разрабатываемого проекта «Народный сервис» и в новостроящихся многоэтажных «народных гаражах», а также коммерческих стояночных комплексах. Кроме того, транспортники надеются привлечь предпринимателей в эту достаточно прибыльную отрасль с помощью некоторых преференций, которые чиновники готовят совместно с коллегами из департамента поддержки и развития малого предпринимательства. Собственно, задача г-на Липсица заключалась в получении бюджетных средств на подготовку этих щедрых на обещания документов.

Однако московских чиновников и депутатов, видимо, больше интересовала возможность влияния и на уже функционирующие предприятия. В частности, руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин настаивал на разработке мер по ужесточению ответственности за нелегальное оказание услуг техпомощи. Идея «Народного сервиса» в гаражных кооперативах показалась недоработанной префекту Северо-Восточного административного округа Ирине Рабер. Проблема, по мнению чиновников, заключается еще и в том, что государственное лицензирование предприятий техобслуживания было отменено федеральным законодательством с 2002 года. Одновременно сертификация этого вида услуг стала исключительно добровольной. Теперь региональным властям остается только выдумывать конкурсы для отличившихся автосервисов, чтобы выделить их в ряду других, и, что происходит более часто, принимать жалобы на недобросовестных механиков. Видимо, от такой безысходности заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы Валерий Скобинов и предложил присваивать станциям техобслуживания некие «звезды», как в гостиничном бизнесе.

Юрий Лужков, у которого эта идея, похоже, тоже давно вызревала, решил заручиться поддержкой председателя Московского общества защиты прав потребителей Надежды Головковой. «Как вы считаете, обязательна ли сертификация центров обслуживания?» -- обратился он к представителю клиентского сообщества. Но та отметила, что сейчас основной проблемой для столичных автомобилистов является не столько качество услуг техсервисов, количество претензий к которому за последние два года значительно снизилось, сколько их «своевременность и доступность». По данным Московского общества защиты прав потребителей, автовладельцы больше жалуются на нехватку в городе дилерских центров гарантийного обслуживания и слишком длительную доставку запчастей. По мнению г-жи Головковой, именно развитие дилерских сетей, которые проходят строгий отбор при заключении договоров с компаниями-автопроизводителями, может в какой-то мере компенсировать отсутствие государственного лицензирования. «Мы проходили обязательную сертификацию, и, судя по опыту, обязательная сертификация на все услуги -- это просто покупка бумаг, не имеющих ничего общего с качеством», -- пояснила она. Кроме того, как рассказал «Времени новостей» заместитель исполнительного директора Московской ассоциаций предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств Александр Кононенко, большая часть автосервисов все равно проходит через добровольную сертификацию. А «дворовые и гаражные сервисы» постепенно вытесняются самим рынком услуг.

Юлия ХОМЧЕНКО