Время новостей
     N°70, 23 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.04.2008
Коса из стекла и бетона
Концепцию развития калининградской туристической зоны придется переписывать
Министр экономического развития и торговли РФ Эльвира Набиуллина на днях подписала дополнительное соглашение, определяющее границы особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории заповедника «Куршская коса» в Калининградской области. Это соглашение автоматически меняет первоначальную концепцию калининградской турзоны.

Более года будущее калининградского нацпарка "Куршская коса" находилось в подвешенном состоянии (о борьбе вокруг нацпарка неоднократно писала газета "Время новостей"). Правительство РФ в начале 2007 года наделило заповедник статусом турзоны -- с тех пор разные федеральные и региональные ведомства «бодались» между собой за право быть главными на этой земле. Конфликт интересов дошел до крайней точки в начале 2008 года -- наделенную особым статусом территорию решили вынести за пределы Куршской косы, разместив ее возле старого муниципального кладбища и сведя саму идею турзоны на нет.

Только после серии встреч калининградского губернатора Георгия Бооса с главой Министерства природных ресурсов Юрием Трутневым и руководителем МЭРТ Эльвирой Набиуллиной удалось добиться важного для области решения -- турзона все-таки будет располагаться не на отдельном пятачке, а на большей части косы. Для этого определены четыре участка заповедной земли общей площадью 317 гектаров.

Теперь предстоит пересмотреть концепцию развития туристической зоны. Прежний вариант, подготовленный иностранной консалтинговой компанией Roland Berger Strategy Consaltants, за время ведомственных согласований устарел. Эксперты компании предлагали в лесу неподалеку от дюны Эфа (весьма оживленный туристический маршрут) построить фешенебельный отель в форме кристалла, окружив его несколькими элитными бунгало. У этой зоны даже был свой слоган: «Роскошь уединения». В качестве образца выбрали германский курорт Флезензее. В свою очередь областное правительство предложило ориентироваться на соседнюю литовскую Нерингу, где все выдержано в традиционном куршском стиле и нет никаких отелей-«кристаллов».

«Прежняя концепция подлежит основательной корректировке, она не соответствует новым условиям развития турзоны. Думаю, за основу будут взяты предложения областного правительства», -- сообщил «Времени новостей» замначальника регионального управления Федерального агентства по особым экономическим зонам («РосОЭЗ») Роман Буров. Подготовленные областными управленцами предложения по развитию турзоны используют, правда, не на 100%, ведь и они грешат мегаломанией. В частности, там указано, что число рабочих мест после введения в строй всех объектов превысит 30 тыс., в то время как на территории всего Зеленоградского района (на территории которого находится нацпарк «Куршская коса») живут 32 тыс. человек, считая младенцев и стариков. Есть и другая идея, вызывающая сомнение, -- областное правительство хотело построить в заповеднике не менее 70 гостиниц разной «звездности». «Разумеется, такого большого количества гостиниц не будет», -- говорит г-н Буров, но уверяет, что именно региональные разработки лягут в основу новой концепции.

«Сейчас нам предстоит определить размещение конкретных объектов, согласовать их с администрацией нацпарка и федеральным Министерством природных ресурсов. Важно понять, где какие, например, гостиницы или спа-центры наиболее востребованы», -- добавил он. По его словам, к концу 2008 года будет сформирован весь пакет документов, необходимых для начала строительства. «Мы начнем с корневой части и станем двигаться дальше», -- говорит чиновник. Представитель «РосОЭЗ» не скрывает, что инвесторов (как российских, так и иностранных), желающих вложиться в турзону, много. «Некоторые приходят с фантастическими предложениями, рассказывают, как стеклом и бетоном застроят всю косу. Но это совершенно невозможно. Стиль построек должен быть другим, совсем не хай-тек», -- полагает г-н Буров. По его мнению, гостиницы малой этажности следует строить из дерева, в традиционном куршском стиле. «Но при этом не ниже четырех звезд. В основе отдыха на косе должна быть уникальная природа -- заселился в отель, взял велосипед и поехал», -- считает замглавы управления «РосОЭЗ».

В этом смысле калининградская турзона может развиваться так же, как и иные ее российские аналоги, например турзона в поселке Большое Голоустное (125 километров от Иркутска). Планируется, что единовременно там смогут отдыхать не более 3,6 тыс. туристов. Для них предлагается построить, в частности, сеть гостиниц на 1,8 тыс. номеров (основной материал -- дерево), а также воссоздать бурятскую деревню с традиционным бытом.

У регионального правительства есть свой перечень объектов, которое оно хотело бы видеть на территории Куршской косы. По словам начальника областного отдела туризма Марины Друтман, минимальный инфраструктурный набор для будущей турзоны -- это международная велосипедная дорожка (соединяющаяся с байк-трассой в Литве), нормальная автодорога, обустроенные стоянки и места для наблюдения за животными, яхтенный порт и международный пункт пропуска Рыбачий--Нида.

В администрации нацпарка добавляют: нужна еще специальная система фотокамер вдоль дороги, которая отслеживала бы нарушения ПДД. «Летом у нас бывает до полутора тысяч автомобилистов в день. Многие позволяют себе развивать слишком большие скорости. Под колесами машин гибнут крупные животные, обитающие в нацпарке», -- говорит директор администрации Евгений Снегирев. С начала года, по его данным, жертвами столкновений с автомобилями стали не менее пяти крупных животных -- кабаны и олени. «От столкновения с ними могут пострадать и люди. А зная о том, что поведение автомобилистов на дороге контролируется фотокамерой, они будут вести себя аккуратнее», -- полагает директор.

Деньги на это вполне можно получить из федеральной казны -- там отведено 1,5 млрд бюджетных рублей на обустройство косы -- модернизацию (а кое-где и создание) необходимой инфраструктуры, в частности нормальных водо-, электро- и газоснабжения.

Главной территорией, на которой, как ожидается, развернется строительство, станут 160 гектаров возле поселка Рыбачий. К этому месту частные инвесторы присматриваются уже давно. Осенью 2007 года Life Development group, созданная Северо-Западной лесопромышленной компанией для инвестирования в недвижимость, объявляла о своих планах создать в Рыбачьем целый комплекс -- с лечебно-диагностическими, оздоровительными учреждениями, парком, даже детским садом и церковью. Тогда против этих идей резко выступило руководство «Росприроднадзора», и проект «забуксовал».

По словам исполнительного директора Ассоциации иностранных инвесторов в Калининградской области Олега Скворцова, пока никто из членов этого бизнес-объединения не намерен вкладываться в турзону. «Есть заинтересованные компании из-за рубежа, в частности из Германии, однако решение пока не принято. Кроме того, в ассоциации нет профильных фирм, которые бы работали в этом секторе бизнеса. Наши строительные компании готовы возвести, например, завод, но не гостиницу», -- сказал г-н Скворцов.

Параллельно на региональном уровне идет поиск решения, как радикально снизить число транзитных (направляющихся из Калининградской области в Литву) посетителей Куршской косы. Первый вице-спикер областной Думы Константин Поляков, выступая на специальном совещании в региональном правительстве, предложил создать паромную переправу между Полесском и Клайпедой по Куршскому заливу. «Автомобильная нагрузка на Куршскую косу колоссальная, а что станет, когда на косе появятся все планируемые туробъекты? Там будет просто не протолкнуться. А ведь многие, как известно, используют косу для транзитного переезда, когда следуют в Литву. Зачем перегружать заповедник? Пусть лучше эти «транзитчики» едут в Литву на пароме, ставят на него свои авто и наслаждаются видами залива», -- предложил г-н Поляков.

С литовской стороны интерес к этому проекту есть. По мнению третьего секретаря генерального консульства Литвы в Калининграде Донатаса Буткуса, совместно поданная в ЕС заявка на финансирование в рамках программы «Соседство» (ее бюджет 132 млн евро до 2013 года) могла бы иметь шансы на успех. Однако на первых порах он предлагает опробовать работу переправы по чуть меньшему «плечу» -- от Клайпеды до Рыбачьего.

Вадим СМИРНОВ, Калининград