Время новостей
     N°36, 01 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.03.2002
«Боевики храбры, но они же не камикадзе»
На вопросы собственного корреспондента газеты «Время новостей» Михаила ВИГНАНСКОГО ответил министр госбезопасности Грузии Валерий ХАБУРДЗАНИЯ.

-- Как вы думаете, почему в России такую тревогу вызвала вероятность американского десантирования в Грузии? Сразу стали говорить, что Абхазия и Южная Осетия теперь попросятся в состав России.

-- Наше министерство сотрудничает и с американцами, и с русскими. Американцы не говорят нам, что мы не должны сотрудничать с русскими, и наоборот. Но чтобы на этом этапе принимать вооруженные силы одного или другого государства -- это исключено.

-- А на следующем?

-- Не дай Бог, если правда здесь потребуется задействовать военные силы, и наших при этом не хватит.

-- Насколько все-таки реально использование американского спецназа?

-- Сейчас пошел такой международный нажим по Панкисскому ущелью, что, полагаю, это даст нам возможность решить вопрос, не применяя силу. По нашим данным, такое внимание уже повлияло на боевиков. Чеченцы храбры, но идти против такого давления -- они же не камикадзе. В эти дни создавалось впечатление, что спецназы США и России с разных сторон атакуют Панкисское ущелье. Впрочем, такое исключено. Но недоумение, страх это может среди них вызвать. Так можно будет ослабить эту проблему, чтобы она не представляла угрозу для Грузии. Незаконные военные формирования могут покинуть территорию Грузии или сложить оружие.

-- Сколько в Панкисском ущелье боевиков?

-- Тех, кто может взять в руки оружие, около тысячи. Но Панкиси -- не Мекка ваххабизма, это точно. Те же американцы не могут утверждать, что десяток находящихся в Панкисском ущелье арабов обязательно связаны с "Аль-Каидой".

-- Есть известные полевые командиры кроме Руслана Гелаева?

-- Оперативные данные есть, но на этом этапе я не считаю целесообразным об этом говорить. Надо говорить о другом -- о том, что не только Панкисское ущелье, но и Абхазия может стать пристанищем боевиков. Информация, которой мы располагаем в отношении Панкисского ущелья, перекликается с данными по Абхазии. Проблема ваххабизма столь же актуальная для Абхазии, как и для Панкиси. То же -- по проблеме незаконных формирований. Несколько недель назад в Поти мы задержали пятерых афганцев. Они пытались выбраться в Европу через Абхазию -- морем. Как говорят, сначала из Ирана попали в Азербайджан, потом к нам. Мы их уже депортировали в Азербайджан. Знали, что ситуация в Абхазии не контролируется. Обратите внимание: Панкиси -- это закрытая местность, не особенно привлекательная для террористов, из Абхазии же есть выход. В Абхазии полно ваххабитов. Нельзя исключать, что в Абхазию попали сбежавшие из Афганистана люди, которые сейчас пытаются выбраться куда-то еще.

-- Кстати, какой информацией вы располагаете о состоянии здоровья абхазского лидера Владислава Ардзинбы?

-- Он очень плох, насколько мы знаем. Ардзинба играл и пока играет ощутимую роль в абхазской политике. Без него что-то может измениться. Как именно -- посмотрим, как пойдет война за власть.

-- Допустим, боевики не захотят покинуть Панкисское ущелье. Как быть тогда?

-- Мы хотим, чтобы эти незаконные формирования просто покинули территорию нашей страны и не создавали нам проблемы. Это наше право, мы этого можем требовать.

-- Право на применение силы против них вы за собой сохраняете?

-- Это не только наше право, но и обязанность.

-- Джордж Буш сказал, что поддержит создание в Грузии с помощью США антитеррористической базы.

-- Надо уточнить, что имеется в виду. Если будут нам помогать -- на основе нашего Антитеррористического центра, то это возможно. Многое прояснится во время моего визита в США 11 марта. Кроме этого, на следующей неделе приезжает первый замдиректора ФСБ Владимир Проничев, мы с Николаем Патрушевым договорились создавать рабочие группы по вопросам, представляющим взаимный интерес.

-- Грузия стала транзитной страной для наркотиков из Афганистана в Европу?

-- Я бы так не сказал. То, что происходит в этом плане в Панкисском ущелье, это рынок местного значения. Впрочем, не исключено, что иногда партии проходят. Через ту же Абхазию -- так более безопасно.

-- Может ли Джавахетия, населенная этническими армянами, стать следующей горячей точкой?

-- Там есть этнические проблемы, есть российская военная база, но не все так остро. Оперативная ситуация под контролем.

-- Российские базы -- это угроза национальной безопасности Грузии?

-- Свои вооруженные люди, если их не кормить, не одевать и не обувать, могут представлять угрозу. Тем более чужие. Дело не в том, что это базы России, пусть Италии или Буркина-Фасо. Человек с оружием из другого государства на твоей территории, с другим менталитетом -- это угроза.

Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ