Время новостей
     N°65, 16 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.04.2008
Ибрагимов городок
Мусульмане отстаивают право считаться основателями Нижнего Новгорода вместе с православными
Мусульмане Нижегородской области не согласны с попытками местной власти вычеркнуть представителей их конфессии из истории основания города.

Нижегородская епархия получила благословение от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II об учреждении дня памяти всех нижегородских святых, который будет отмечаться во второе воскресенье сентября. Между тем два месяца назад в Нижнем Новгороде уже появился новый общегородской светский праздник в честь одного из главных нижегородских православных святых -- князя Георгия Всеволодовича, недавно удостоенного персонального монумента в Нижегородском кремле.

Согласно летописи Георгий Всеволодович основал «град Нижний» на месте слияния Волги и Оки в 1221 году. Однако нижегородские мусульмане утверждают, что на месте Нижнего гораздо раньше существовало поселение, которое, в свою очередь, основал булгарский хан Ибрагим. И если уж ставить памятники основателям города на бюджетные деньги, то сразу всем представителям религиозных конфессий, так или иначе причастных к проживанию на территории слияния Волги и Оки, а не только «православному святому князю».

Поставить памятник князю Георгию Всеволодовичу в Нижнем Новгороде собирались еще до 1917 года тогдашние власти города. В советское время о самом князе и об установке ему памятника вспоминали разве что историки. Первый конкурс на лучший макет подобного монумента был объявлен в 1996 году. Однако тогда проект не был реализован, по версии местных властей, «из-за нехватки средств и требований, предъявленных специалистами». Осенью прошлого года на конкурс были представлены 13 проектов, среди которых были и «светские», и «с православным контекстом». В конкурсную комиссию помимо специалистов и мэра Нижнего Новгорода вошел архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Победитель так и не был выявлен, но комиссия по итогам конкурса решила, что памятник будет парным. То есть князь -- основатель Нижнего Новгорода Георгий Всеволодович будет изображен со своим духовником Симоном Суздальским. Так оно в итоге и вышло -- 25 февраля 2008 года памятник был открыт(на снимке).

Представители Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) выразили несогласие с подобным подходом властей. Нижегородские мусульмане не стали делать официальных заявлений. Однако в частном порядке было высказано мнение, что установленный памятник князю и его духовнику «нарушает права неправославных религиозных конфессий». Кроме того, вопрос, кто конкретно основал город у слияния Волги и Оки, до сих пор вызывает споры у специалистов.

Согласно историческим данным, еще до Георгия Всеволодовича на месте Нижнего Новгорода существовали мусульманские поселения, а «булгарский хан Ибрагим полумесяцем освящал слияние Волги и Оки». «В фольклорных легендах используется двойное название этого поселения с применением еврейского и мусульманского имени: Ибрагимов или Абрамов городок, -- рассказывает заместитель главы Духовного управления мусульман Нижегородской области Дамир Мухаметдинов. -- Это свидетельствует о том, что фортификационная крепость в устье Оки существовала со времен Хазарского каганата и представляла собой последний пункт великого Волжского торгового пути, находившийся в сфере влияния Хазарии».

На этом основании представители ДУМНО считают, что наряду с памятником основателю Нижнего Новгорода князю Георгию Всеволодовичу в городе также должны быть установлены монументы в память золотоордынского хана Улуг-Мухаммеда, булгарского эмира Ибрагима и хазарского наместника Абрама. Как полагают в Духовном управлении мусульман области, эти исторические персонажи внесли в становление и развитие Нижнего Новгорода не меньший вклад, чем православный князь Георгий Всеволодович.

В ДУМНО уверены, что памятники ордынскому хану, булгарскому эмиру и хазарскому наместнику «внесут ясность в историю города». «Мы не сомневаемся, что Нижний Новгород основал именно Георгий Всеволодович, и не выступаем против памятника ему, -- сказал «Времени новостей» Дамир Мухаметдинов. -- Мы считаем неверным, когда при установке памятника в общественном месте отдается предпочтение одной конфессии. А ведь монумент установлен на деньги налогоплательщиков, среди которых немало представителей и неправославных религиозных конфессий».

Однако светские власти, похоже, это обстоятельство мало смущает. Как известно, одним из самых активных сторонников установления памятника выступил еще несколько лет назад тогдашний полномочный представитель президента России в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. «Нижний Новгород -- единственный город в России, основатель которого стал святым, в то время как в городе нет ни одного храма, ни памятника, посвященного святому основателю города, -- сказал полпред в ноябре 2004 года. -- На мой взгляд, наиболее интересное предложение -- это памятник двум людям -- Георгию Всеволодовичу и епископу Симону. Епископ Симон был духовным отцом Георгия Всеволодовича, и, по хроникам, место, на котором расположен Нижний Новгород, Георгию Всеволодовичу указал именно он».

Установка памятника князю и его духовнику -- лишь один из эпизодов в цепочке нижегородских мероприятий, призванных возвести на политический пьедестал нового героя. В частности, Дума Нижнего Новгорода закрепила «празднование памяти святого благоверного князя Георгия Всеволодовича» в уставе города. И теперь церковный день памяти основателя Нижнего Новгорода, отмечаемый 17 февраля, получил статус общегородского праздника.

В прошлом году 17 февраля мэр города Вадим Булавинов провел в одной из нижегородских школ открытый урок, где рассказывал школьникам о славном жизненном пути Георгия Всеволодовича. Хотя относительно реальной биографии «святого православного князя» у историков существуют самые разные точки зрения. По утверждениям некоторых историков, князь был слабохарактерным человеком, совершившим при жизни массу неблагочестивых поступков. Например, когда в 1237 году орды Батыя подходили к Владимиру, Георгий Всеволодович скрылся из города, оставив в нем своих сыновей. Владимир, как известно, пал и был зверски разграблен, а сыновья князя Георгия убиты. В то же время согласно «житию святого благоверного князя Георгия Всеволодовича», опубликованному на сайте Нижегородской епархии РПЦ, «Георгий отличался благочестием и воинской доблестью».

Князь Георгий (1189--1238) был вторым сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1212 году, после смерти отца и старшего брата Константина, он унаследовал Владимирский великокняжеский престол. Согласно житию Георгий действительно оставил стольный град «на попечение своих сыновей Мстислава и Всеволода и опытных воевод», а сам двинулся с войском и племянниками на север, чтобы соединиться с другими князьями. В начале марта он вышел на берега реки Сити. Там 4 марта 1238 года произошла кровавая битва с татарами.

«Еще перед битвой благоверный князь Георгий получил известие о том, что стольный град Русской земли Владимир пал и все его сыновья убиты, -- гласит житие. -- Выслушав печальную весть, великий князь обратился с молитвой к Богу, в которой просил Всевышнего сподобить его мученической смерти за веру христианскую и народ православный. И молитва его была услышана: в битве на реке Сити великий князь погиб мученической смертью -- у него была отсечена голова».

Тем не менее, согласно утверждениям мусульманских историков, «основание Нижнего Новгорода в 1221 году можно расценивать не как этап благородной освободительной и религиозной миссии, но скорее как военный успех агрессивного соседа, захватившего и переименовавшего древний город». «Если бы власти хотели добиться консенсуса в спорном вопросе об основателе города, то позвали бы в комиссию по установке памятника представителей мусульман, однако этого сделано не было», -- говорит Дамир Мухаметдинов. В результате недавняя установка памятника князю Георгию Всеволодовичу, представленная как долгожданное восстановление исторической справедливости, оценивается некоторыми мусульманскими историками как «непродуманное решение выдать средневековые штампы за инструменты государственной политики XXI века».

Кстати, о государственной политике. Первоначально памятник хотели торжественно открыть 17 февраля -- в день памяти Георгия Всеволодовича. Однако затем открытие было перенесено на 26 февраля. По какой причине это было сделано -- неизвестно. Официальные источники на этот счет не дают никакой информации. Однако еще в начале февраля стало известно, что именно в этот день Нижний собирается посетить тогда еще кандидат в президенты страны Дмитрий Медведев. Логично предположить, что открытие памятника решили приурочить к приезду высокого гостя. Впрочем, в итоге 26 февраля памятник был открыт без участия Дмитрия Медведева. А кандидат в президенты появился в Нижнем только вечером 26-го и провел в городе весь следующий день. Что дало повод рассуждать о том, что Дмитрий Медведев сознательно не стал открывать памятник православному святому, который, по одной из версий, основал Нижний Новгород.

В неприезде Медведева на открытие памятника нижегородские мусульмане увидели знак возможного изменения государственной политики в религиозной сфере. «Новая власть ясно показала, как нужно правильно расставлять акценты в вопросах веры», -- сообщил «Времени новостей» Дамир Мухаметдинов. По словам заместителя председателя ДУМНО, его предки живут на нижегородской земле в десятом поколении, а «некоторые приезжие товарищи», к которым Дамир Мухаметдинов относит архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, губернатора Валерия Шанцева и нынешнего полпреда президента в Приволжском округе Александра Коновалова, приехали в Нижний Новгород совсем недавно. Что, впрочем, не мешает этим людям по разным мотивам, но усиленно продвигать на нижегородской земле идеи Русской православной церкви.

Так, например, неудовольствие мусульман вызывает тот факт, что представители РПЦ активно устанавливают по федеральной автомобильной трассе Москва -- Нижний Новгород православные символы, так называемые киоты. «Что будет, если мы начнем везде устанавливать полумесяцы со звездами, иудеи -- звезды Давида, а мордва -- языческие символы? -- задается риторическим вопросом Дамир Мухаметдинов. -- Нельзя политизировать все подряд и доводить историю до абсурда».

Валерий АНТОНОВ, Нижний Новгород
//  читайте тему  //  Исторические версии