Время новостей
     N°35, 28 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.02.2002
Николай Дурманов: Антидопинговая истерия -- часть большого бизнеса
Скандалы с российскими спортсменами во время минувшей Олимпиады газете «Время новостей» комментирует директор антидопинговой инспекции Олимпийского комитета России Николай ДУРМАНОВ.

-- Антидопинговая истерия на этой Олимпиаде -- это часть большого бизнеса, а, следовательно, и развивается она по всем законам бизнеса. Людям, которые планируют получать большие деньги на разработку методов борьбы с допингом и проведение антидопинговых мероприятий, нужны реклама, пиар -- так же, как любому другому бизнесу. А пиар -- это скандалы, в которых желательно, чтобы фигурировали самые громкие имена. Отсюда причины, почему охотятся за нашими спортсменами, -- потому что у них огромная коллекция громких титулов, и этих спортсменов, к сожалению в силу объективных причин, в должной мере мы не можем защитить. Защита состоит из двух частей. Первая -- не дать атлетам возможности скатиться на использование допинга. А все живые люди, и спортсмены видят, что творится у их оппонентов за рубежом. Отсюда и соблазн применять запрещенные препараты. Вторая часть нашей работы -- защита российских спортсменов, если возникнут какие-то проблемы, реальные или виртуальные. Мне кажется, что половина тех проблем, которые возникли на этой Олимпиаде, нереальные. Это скандалы, которые были заказаны, которые были частью большой и хорошо спланированной PR-акции со стороны антидопингового агентства. Все эти скандалы проходили с большими нарушениями правил. Ирония судьбы в том, что мы призывали к большей формальности в соблюдении протокола и процедур, на что нам отвечали: «Да бросьте, вот-вот допинг победит спорт. Что вы цепляетесь за правила, давайте ориентироваться на здравый смысл». Вот теперь мы и намерены доказывать правильность нашей точки зрения. Правила одинаковы для всех, и здравый смысл должен состоять в том, чтобы эти правила успевали за моментом.

-- Вы сказали, что скандалы с российскими спортсменами носили заказной характер. В таком случае кто является заказчиком?

-- Нам стало известно, к примеру, что наших лыжниц Лазутину и Данилову «пасли». Мы видели документы. Персональный заказ в виде телефакса поступил от медицинской комиссии МОК. Каким образом спортсменок взяли на карандаш? Похоже, что в этой комиссии МОК большой непорядок, и решения принимаются несколькими активными людьми.

-- Вы намерены отстаивать интересы наших спортсменов и подаете официальный протест в арбитражный суд. Суть протеста?

-- Примерно он будет звучать так: о недопустимости применения в период Олимпийских игр невалидированных методов допинг-контроля. Невалидированный -- значит неутвержденный, ненадежный, не прошедший должной системы регистрации. Предполагаем, что судебная процедура растянется на полгода. Я по натуре оптимист, но не скрою, что не уверен на сто процентов в нашей победе. Однако уверен, что Олимпиада не место для научных экспериментов. А то, что мы видели в последние дни Игр, это как раз научные опыты. Мы прекрасно знаем, на каких препаратах и как бегают нынешние олимпийские чемпионы -- наши оппоненты. Но мы не можем назвать их допингом, потому что эти препараты еще не запрещены. Процедура запрещения должна состоять из нескольких этапов, и главный из них публичность. Так не бывает, что секретный метод в последний день становится поводом для отстранения спортсменов и отбирания медалей.

-- Когда вам стало известно о секретном методе выявления дарбопоэтина?

-- Об этом методе все узнали четыре дня назад. Но мы знали о нем заранее. Еще 1 февраля я дал интервью, где предупредил, что не исключена попытка применения нового незарегистрированного метода. Сказал и сам не поверил. Мне показалось, что такое жуткое нарушение правил немыслимо на Олимпиаде. Но оказалось, что возможно. И еще. То, что все увидели, это только верхушка айсберга. Во время Игр было очень много случаев, о которых мало кто знал и вряд ли теперь узнает.

-- Иными словами, вы ждете новых допинговых сюрпризов?

-- Не дай бог. Хотя мы располагаем информацией, что в ближайшие три-четыре дня могут последовать какие-то действия со стороны МОК. Но после того, что произошло на Играх, я ничему не удивляюсь.

-- Против кого направлены эти действия?

-- Против наших спортсменов. Не исключено, что это психологическая акция, чтобы поторговаться с нами: не ходите в верховный арбитраж, тогда мы тоже остановимся. Но это дело принципа. Мы будем воевать, отстаивая правоту до конца. Единственное наше упущение, что мы так по-дилетантски отнеслись к собственному пиару. Надо было сразу понять, что на этой Олимпиаде речь идет о шоу, и действовать надо было по законам шоу.

Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА