Время новостей
     N°61, 10 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.04.2008
Кому это выгодно?
Провокации на территории неофициального искусства продолжаются
Выставка «Реклама наркотиков» молодого 22-летнего художника Григория Ющенко, открытая 5 апреля в санкт-петербургской галерее Navicula Artis в артцентре «Пушкинская, 10», была закрыта в понедельник по распоряжению руководителя этого центра, президента фонда «Свободная культура» Юрия Рыбакова. Причиной закрытия стал скандал, спровоцированный телесюжетом, сделанным съемочной группой «5-го канала» во главе с журналистом А. Дьяковой.

Средством для организации скандала стал визит съемочной группы в галерею под невинным предлогом необходимости «доснять» вернисажный материал, а на деле привод туда поп-певицы Елены Ваенги, заранее извещенной телевизионщиками о том, что на этой выставке используется ее портрет в качестве рекламы наркотиков. Сцена вандализма, когда певица срывает со стены галереи работу, комкает и кричит на галериста Андрея Клюканова, была обсмакована журналистами как праведный гнев возмущенной гражданки -- своего рода глас народа: «Доколе!». За кадром почему-то осталось возмущение галериста, призывавшего певицу вникнуть в суть выставки и прочитать статьи о ней, опубликованные, кстати, в газете «Коммерсант» и журнале «Тайм-аут» и вывешенные у входа в галерею. Ответом ему были слова Ваенги, что она не собирается читать то, что пишут «всякие евреи». Как говорится, без комментариев.

На следующий день на телевидении был уже новый сюжет, в «развитие темы», в котором было сказано, что в понедельник галерея широко распахнула двери для посетителей и Госнаркоконтроля, заинтересовавшегося выставкой. При этих словах показали каких-то людей, якобы снова пришедших посмотреть крамольные работы.

Занятно то, что в понедельник у галереи и у всего артцентра официальный выходной день, никакого Госнаркоконтроля там не было, как и зрителей, «попавших» в кадр, среди которых во второй раз был показан один и тот же проход женщины с маленьким ребенком. К тому же съемочная группа забыла в галерее конспект планируемого репортажа. В нем черным по белому написано, что говорит ведущая, потом «реакция Ваенги», потом Госнаркоконтроль.

Прокомментировать эту более чем странную ситуацию газета «Время новостей» попросила куратора галереи Navicula Artis Глеба ЕРШОВА:

-- Выставка Григория Ющенко «Реклама наркотиков» представляет серию работ (двадцать), выполненных в технике hard jumping, разработанной артгруппой «Протез», самым молодым членом которой и является наш художник. Метод прост: старые, пришедшие в негодность афиши с изображением эстрадных артистов отдираются с афишного стенда и расписываются красками. При этом лица персонажей переписываются до неузнаваемости, полностью переиначивается и текст. Правда, кое-где приметы афиши сохраняются, что необходимо художнику, указывающему на медийное и рекламное происхождение образа. Так вот давайте посмотрим, что рекламируется и кто рекламирует. В основном вполне легальные средства, среди которых знакомы портвейн «777» («три семерки»), настойка боярышника и др. Все это рекламируют синюшные бомжи, упыри, распухшие и потерявшие человеческий облик от передозировки персонажи. Понятно, что «главное сообщение» выставки -- это антиреклама наркотиков. Веселое и остроумное искусство совершенно справедливо издевается над миром цинично гламурной рекламы, засоряющей и затуманивающей мозги граждан хуже любого наркотика.

Никому не придет в голову запрещать фильмы Квентина Тарантино, где герои ширяются, колются, нюхают наркотики, кайфуют, неважно испытывают они при этом эйфорию, ломку или чуть не умирают от передозировки. Это типичный трэш, один из возможных способов внятного языка современной культуры, где правят бал попсня, идолы телевидения и все забивающая, как кляп, реклама.

Теперь о позиции руководства «Пушкинской, 10», изложенной в телерепортаже от 8 апреля. Ю. Рыбаков назвал в качестве причины закрытия выставки ее творческую несостоятельность. Художник, по его мнению, устроил провокацию для привлечения внимания и тем самым подставил под удар репутацию артцентра. Известный правозащитник, художник Рыбаков в данном случае, увы, не на стороне справедливости. Заявляю как куратор выставки: ни о какой «творческой несостоятельности» речи и идти не может. Это продуманная экспозиция с очень талантливыми и остроумными работами, высмеивающими ханжество, идиотизм медиакультуры. Эта выставка была уже показана в Москве в рамках выставки претендентов на самую на сегодняшний день респектабельную российскую премию в области современного искусства имени Кандинского, была включена в шорт-лист и вызвала только положительные отклики у московских зрителей и в прессе. Закрытие выставки нанесет и уже нанесло урон репутации артцентра, который по-прежнему позиционирует себя как продолжатель традиций свободной, нонконформистской культуры. Выставку надо открыть, не поддаваясь на дешевые провокации и истерики тех, кто так странно пытается бороться с наркоманией, бездомностью и другими ужасными проблемами нашего общества.