Время новостей
     N°57, 04 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.04.2008
Внешняя политика ЕС станет проще
Россия и Евросоюз готовятся к проведению 26--27 июня в Ханты-Мансийске саммита Россия--ЕС. Для его подготовки в Москву прибыл глава информационной политики и общественной дипломатии Евросоюза. Директор по ресурсам, информации и межинституциональным отношениям генерального директората по внешним связям Еврокомиссии 58-летний британец Дэвид ЛИПМАН рассказал спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ о переменах внутри ЕС и о том, как они могут повлиять на сотрудничество с Россией.

-- Попытка утвердить евроконституцию на референдумах провалилась. Откуда появилась уверенность в том, что призванный стать ее заменой Лиссабонский договор будет ратифицирован в срок и вступит в силу именно 1 января 2009 года?

-- Лиссабонский договор полностью отличается от евроконституции. Конституция заменила бы собой все существующие в ЕС соглашения. А договор -- утверждаю как юрист -- не заменяет, а обновляет существующие соглашения. Страны, включая те, где евроконституция была отвергнута на референдумах (это произошло в Нидерландах и Франции), решили ратифицировать договор в парламентах. Лишь Ирландия, единственная из 27 членов ЕС, проведет референдум. Ныне Ирландия стоит в ЕС по уровню благосостояния на втором месте, а вступала она в ЕС очень бедной. Это достаточное основание полагать, что ирландцы поддержат Лиссабонский договор.

-- Как повлияет Лиссабонский договор на отношения между ЕС и Россией?

-- Для России, как и для других стран, положительной стороной станет упрощение координации во внешней политике. Она будет прерогативой одного лица. Ныне же внешняя политика ЕС осуществляется несколькими институтами и должностными лицами. Это полугодовые председательства стран-членов, верховный представитель ЕС по вопросам общей внешней и оборонной политики Хавьер Солана, ряд членов Еврокомиссии, ответственных за конкретные участки. Это осложняет работу нашим партнерам.

Еще в 1973 году госсекретарь США Генри Киссинджер попросил ЕС назвать единственный телефонный номер для решения внешнеполитических вопросов. Вот сейчас мы и устанавливаем один телефон. Для этого вводится пост верховного представителя по вопросам внешней политики, по совместительству зампреда Еврокомиссии. В его обязанностях сольются функции как Хавьера Соланы, так и нынешнего еврокомиссара по внешним связям Бениты Ферреро-Вальднер. Будет упразднен институт сменяющихся стран -- председателей ЕС. Так мы добьемся большей согласованности и единства в вопросах внешней политики.

-- В истории взаимоотношений ЕС с Россией есть прецеденты, когда один из членов ЕС по эгоистическим соображениям мог заблокировать развитие наших отношений. Есть ли в договоре механизмы преодоления таких преград?

-- Сейчас ЕС действует на основе консенсуса, то есть единогласия всех стран-членов. Лиссабонский договор вновь подчеркивает этот принцип евросолидарности. Повторение упомянутых ситуаций не исключено, но они ведь редко бывают длительными. Мы надеемся, что вопрос с вето на начало переговоров по новому соглашению между Россией и ЕС решится 28 апреля -- на совете министров иностранных дел стран ЕС по вопросам внешней политики и общим вопросам.

-- ЕС требует либерализации политики Москвы в отношении экспорта и транспортировки углеводородов? Что ЕС готов предложить взамен?

-- Доступ на рынок энергоресурсов будет обсуждаться на переговорах, ибо мандат содержит положение о надежности поставок энергоресурсов. Мы являемся важным рынком для России -- 60% всего экспорта газа и нефти из России приходится на ЕС.

-- Это означает, что утверждение мандата 28 апреля зависит от включения в него энергетической проблематики?

-- Никаких предварительных условий. Мандат содержит не готовые положения нового договора, а перечень вопросов и политических установок по ведению переговоров. Конкретику в широкий круг вопросов, включая энергетику, торговлю и политику, внесут переговоры.

//  читайте тему  //  Россия и Евросоюз