Время новостей
     N°34, 27 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.02.2002
«Властелин колец» -- самый оранжевый фильм
А «Гарри Поттер» пал жертвой снобизма
В минувшее воскресенье были вручены премии Британской киноакадемии Bafta. Безусловным фаворитом критики и публики стал «Властелин колец: братство кольца».

Фильм новозеландца Питера Джексона получил пять премий, в том числе и в забавной номинации «Оранжевый фильм года» (награда, спонсором которой выступает компания мобильной связи Orange, присуждается по итогам голосования зрителей). «Властелин колец» был признан также лучшим фильмом и лучшей режиссерской работой года и получил награды за спецэффекты и грим.

Лучшей актрисой была признана Джуди Денч, сыгравшая в биографическом фильме «Айрис» роль стареющей писательницы Айрис Мердок, безуспешно борющейся с болезнью Альцгеймера. Однако не менее достойный награды Джим Броудбент, ее партнер по фильму, уступил титул лучшего актера Расселу Кроу, который с помощью изощренного грима и нехитрой актерской техники стареет на 41 год в роли безумного математического гения («Игры разума» Рона Ховарда). Удается это ему, по правде, не слишком хорошо, но лучше, чем Олегу Меньшикову, -- и на том спасибо. Партнерша Кроу по «Играм разума» Дженнифер Коннелли («Реквием по мечте») была названа лучшей актрисой второго плана. А замечательный Джим Броудбент отыгрался, получив награду за лучшую роль второго плана в «Мулен Руж» База Лурмена. Очевидно, британских киноакадемиков тронула та бравурная серьезность, с которой Броудбент проорал классическое Show Must Go On. «Мулен Руж» также получил Bafta за лучшую музыку и лучший звук.

Криминальный ретрофильм американца Ротерта Олтмена «Госфорд парк», под завязку набитый лучшими британскими актерами, такими как Хелен Миррен, Элан Бэйтс, Мэгги Смит, удостоился приза Александра Корды за лучшую британскую картину года и Bafta за лучшую работу художника по костюмам. Лучшим оператором заслуженно был признан Роджер Дикинс, сотворивший чудеса стилизации на съемках черно-белого «Человека, которого не было» братьев Коэнов.

Всеобщая любимица -- «Амели» Жан-Пьера Жене -- получила две Bafta: за лучший сценарий и лучшую работу художника-постановщика. Однако премию за лучший иностранный фильм оспорила у обитательницы Монмартра «Сука-любовь» мексиканца Алехандро Гонсалеса Инарриту.

Единственный явный неудачник воскресной церемонии -- «Гарри Поттер и философский камень» Криса Коламбуса. Фильм, номинированный в семи категориях, не получил ничего, хотя всерьез претендовал на награды, причем не только в технических номинациях. Очевидно, киноакадемики решили, что «Гарри Поттер» уже получил свою главную награду, собрав в мировом прокате около миллиарда долларов (по этому показателю он уступает только «Титанику»). А возможно, им захотелось по-детски отомстить за чувство неловкости, которое они испытывали, читая в общественных местах детскую книжку-первоисточник.

Если и можно сделать какой-то вывод из расклада наград накануне мартовских «Оскаров», то только тот, что явного фаворита нет и не будет. Ни политкорректные фильмы о сирых и убогих («Игры разума», «Айрис»), ни буйства режиссерской фантазии («Мулен Руж», «Амели»), ни всесокрушающая мощь блокбастеров («Властелин колец», «Гарри Поттер») не получили явного перевеса. Так что единоличного оскаровского триумфатора в этом году ожидать не приходится.

Алексей МЕДВЕДЕВ