Время новостей
     N°52, 28 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.03.2008
Кино с особой жестокостью
В Северной Осетии начинается суд над обвиняемыми в серии похищений и убийств
Прокуратура Северной Осетии, как стало известно «Времени новостей», намерена добиться пожизненного заключения для 31-летнего Руслана Гатагажева и троих его подельников, которые, как считают сыщики, причастны к 38 похищениям и 11 убийствам. Преступления совершались на территории Северной Осетии и Кабардино-Балкарии и отличалась особой жестокостью. Свободу каждого заложника бандиты оценивали приблизительно в 70 тыс. долл. Чтобы родственники не задерживали сбор денег, преступники издевались над своими пленными, записывали на видео унижения, которым подвергали людей, а потом отсылали кассеты семьям похищенных. Если деньги не поступали вовремя, похитители расстреливали пленников и также передавали видеозаписи убийств родным. Гатагажев и его подельники были опознаны своими жертвами, которым посчастливилось остаться в живых. По данным оперативников, примером для бандитов служил Руслан Хайхароев, командир так называемого «бамутсткого батальона» -- бандформирования, которое, по информации спецслужб, в начале 90-х поставило похищение людей с целью получения выкупа на поток.

Согласно материалам уголовного дела, которое поступило в республиканский Верховный суд (ВС) в начале марта, свою преступную деятельность банда под предводительством выходца из Ингушетии Руслана Гатагажева начала действовать с лета 1998 года. Тогда 24 августа в Кировском районе Северной Осетии были похищены шестеро жителей селения Эльхотово. Теплым летним вечером вместе с друзьями они были на пикнике неподалеку от села. Когда стемнело, отдыхающие засобирались по домам. Однако, как только они сели в автомобили, из леса вышли трое вооруженных мужчин в камуфляже. Бандиты заявили, что не желают крови, шума, что намерены взять с собой семерых, наиболее на их взгляд крепких, надев на них наручники. Остальных преступники решили оставить в лесу, привязав к деревьям. Однако осуществить задуманное похитители не успели -- один из мужчин, Геннадий Плиев, попытался убежать, но был расстрелян. Воспользовавшись суматохой, еще четверо также отважились на побег. Бандиты, опасаясь, что выстрелы могут быть услышаны в селе, не стали стрелять или преследовать беглецов, а погнали остававшихся пленников дальше в лес.

Поиск бандитов, который был организован сразу после возвращения четверых перепуганных сельчан, в первые сутки не принес никаких результатов. Над лесом барражировали вертолеты, в спецоперации были задействованы местные милиционеры и военные, но следов преступников они обнаружить так и не смогли.

Домой шестеро пленников вернулись следующим вечером сами. Бывшие заложники рассказали, что во время одного из привалов им удалось одолеть вооруженного надсмотрщика -- двое его сообщников в тот момент ушли дальше в лес. Забрав у похитителя автомат и ключи от наручников, они приковали бандита к дереву и побежали.

Но и после этого задержать преступников милиции не удалось.

Следующим громким преступлением, в котором обвиняется Гатагажев, вновь стало нападение на жителей села Эльхотово, совершенное в апреле 1999 года. Недалеко от Святилища Святого Георгия, на въезде в населенный пункт, были похищены еще пятеро мужчин. Одного из них преступники убили по дороге, а за освобождение остальных, несмотря на то, что они были людьми среднего достатка, запросили крупную сумму денег. К назначенному сроку родственники не смогли собрать выкуп и получили видеокассету, на которой один из убийц хладнокровно расстреливал заложника, а другой сообщал, что остальных ждет такая же участь, если бандиты не получат денег. Спустя неделю, не дождавшись выкупа, преступник выполнил свое обещание, убив оставшихся трех заложников. Кассеты с записью расправы также были подкинуты родным убитых.

Охотились бандиты Гатагажева, как считают следователи, и на высокопоставленных чиновников североосетинской администрации. 4 сентября 2000 года неподалеку от Владикавказа были похищены начальник управления координации правоохранительных органов при президенте Северной Осетии и одновременно советник главы республики Георгий Джигкаев и его спутница Мери Гариева. В тот день чиновник на автомобиле ГИБДД вместе с водителем старшим лейтенантом милиции Олегом Кумаритовым направился по служебным делам в населенный пункт Чми. Офицер милиции несколько раз выходил на связь с базой и сообщал, что с ними все в порядке. Однако обратно машина так и не вернулась. Милицейский автомобиль был обнаружен в 200 метрах от села Чми ранним утром следующего дня. У машины отсутствовали номера и была снята рация. Прочесывая местность, оперативники нашли труп старшего лейтенанта Кумаритова. Преступники убили его выстрелом в затылок. Домой г-н Джигкаев и его спутница вернулись лишь спустя пять месяцев.

По данным следователей, Гатагажев и его сообщники всего похитили 38 человек, 11 из которых были убиты. Заложников преступники перевозили в Ингушетию и держали в пригороде родного города Гатагажева -- Малгобеке. Там они записывали на видеопленку сцены издевательств над заложниками и отправляли кассеты родственникам похищенных. В 2003--2004 годах большинство участников группировки были арестованы. Гатагажев скрылся. Он был объявлен в федеральный розыск. Взять Гатагажева удалось лишь в ноябре 2006 года в Москве. После ареста подельников, как считают республиканские спецслужбы, он по поддельному паспорту на имя Али Гагиева перебрался в столицу, где постоянно менял съемные квартиры, номера телефонов.

На допросах Гатагажев отрицал свою вину, заявляя, что непричастен к похищениям и убийствам людей. Он также пожаловался, что милиционеры оказывали на него и остальных задержанных физическое воздействие, что и побудило последних дать признательные показания.

Татьяна ГРИЦЕНКО