Время новостей
     N°32, 21 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.02.2002
По ком звонит мобильник
МАП недовольно рекламой МТС
Министерство по антимонопольной политике во вторник сочло вводящим в заблуждение прошлогодний рекламный ролик GSM-оператора «Мобильных телесистем» (МТС). Министерство предписало МТС устранить недостатки ролика, показ которого прекращен еще осенью. В компании считают, что они никого в заблуждение не вводили. Инициаторы расследования также недовольны решением и намерены добиться его пересмотра.

МАП согласилось с аргументами московского предпринимателя Сергея Зуйкова, прославившегося целой серией разбирательств по поводу товарных знаков. Поданный еще летом иск предпринимателя касался рекламы тарифа «Локальный». На экранах телевизоров сотовый телефон пассажирки подмосковной электрички при пересечении границы города автоматически переключался с тарифной зоны «столица» на более дешевую «область». На практике к «столице» приписаны подмосковные районы в 10--15 км от МКАД, и г-н Зуйков счел рекламу МТС вводящей потребителей в заблуждение. Летом предприниматель потребовал от МАП прекратить показ ролика МТС, а также заставить оператора выплатить денежный штраф и провести телекампанию-опровержение в том же объеме, в котором рекламировался «Локальный».

«Согласно статье 7 федерального закона «О рекламе» такая реклама является недостоверной», -- цитирует сообщение МАП агентство AK&M. Министерство частично удовлетворило требования предпринимателя и потребовало от сотового оператора прекратить нарушение законов и больше не показывать этот рекламный ролик. МТС будет очень просто исполнить требование госрегуляторов: раскрутка тарифа «Локальный» была связана с летним дачным сезоном и практически прекратилась осенью.

В МТС не ожидали негативного для себя решения МАП. Специалист по связям с общественностью МТС Кирилл Лубнин заявил газете «Время новостей», что оператор никого в заблуждение не вводил: «Каждый абонент при заключении контракта с МТС ставится в известность об условиях обслуживания компанией в тарифных зонах «столица» и «область». По его словам, при нахождении во внутрисетевом, национальном или международном роуминге клиентам выдается специальный справочник, информацию по тарифным нюансам можно получить и в офисах компании, call-центре и на веб-сайте. «А использование аллегорий и художественных образов является неотъемлемой частью современной рекламы, -- уверен г-н Лубнин. -- Особенно когда нужно за минимальный отрезок времени донести до потребителя именно суть предлагаемой услуги».

Пресс-секретарь конкурирующего с МТС «Вымпелкома» (торговая марка «Би Лайн») Михаил Умаров также удивился, узнав от корреспондента газеты «Время новостей» о приговоре МАП. Он затруднился прокомментировать решение министерства, отметив лишь, что оно «создает некий прецедент».

Игроки рекламного рынка тоже предпочли не обсуждать выводы МАП. «Это очень сложное дело, и не имея под рукой видеозапись ролика МТС, я не могу комментировать ситуацию», -- заявил руководитель одного агентства. Тема достоверности телерекламы давно обсуждается в Интернете. Как заявил участник одного интернет-форума, можно легко засудить и производителей пива «Патра», если пробки не будут прыгать, как на экранах телевизоров.

Недоволен решением МАП и Сергей Зуйков: «Это российская справедливость в кавычках -- признать рекламу недостоверной и не оштрафовать нарушителя». Предприниматель выразил готовность оспорить решение министерства и добиться-таки от МТС и выплаты штрафа, и опровержения по телевидению.

Кроме того, МАП признало «ненадлежащей» распространяемую на улицах Москвы рекламу ликера Baileys, а также рекламу крепких алкогольных напитков (таких, как коньяки Hennessy, Martell, X.O. Excellence, Bisqui, Metaxa, Courvoisier, Otard, Club Cigare XO, виски Chivas Regal, Jameson, ликер Cointreau, напиток Absolut Mandrin), размещенную в журнале Elle. Как сообщили РБК в пресс-службе министерства, поскольку все эти напитки содержат более 15% этилового спирта, распространение их рекламы вне организаций, производящих и реализующих алкогольную продукцию, противоречит требованиям законодательства РФ, в частности п. 1 ст. 17 федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». По признакам нарушения была создана комиссия, которая признала данную рекламу ненадлежащей, выдала предписание с требованием о прекращении нарушения и приняла решение привлечь «Атор» и «Издательский дом АФС» к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 минимальных размеров оплаты труда.

Роман ДОРОХОВ