Время новостей
     N°46, 20 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.03.2008
Триумф либерализма
Федеральные власти отказались идти на поводу у ингушских
Ситуация в Ингушетии продолжает оставаться не только напряженной, но и политически двусмысленной: сразу две ветви власти на федеральном уровне отказались сделать то, чего от них, несомненно, ожидал президент республики Мурат Зязиков. Как писала газета «Время новостей» (см. номер от 19 марта), Верховный суд РФ во вторник фактически отказался закрыть интернет-ресурс «Ингушетия.ru», вокруг которого группируется значительная часть республиканской оппозиции. Спустя буквально пару часов члены обеих палат Федерального Собрания дали понять, что не поддерживают предложение только что избранных ингушских парламентариев о запрете в республике вещания общенационального телеканала РЕН ТВ по причине его тенденциозности.

«К сожалению, у нас нет возможности или полномочий закрывать телеканалы или влиять на их содержание», -- пояснил позицию палаты спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Депутат Госдумы от «Единой России» Борис Резник порекомендовал ингушским парламентариям обратиться в суд и сообщил, что пока в их обращении «нет ничего, кроме эмоциональности».

С поправкой на особенности российской политической системы, в которой федеральные власти крайне редко вспоминают об отсутствии у них полномочий «влиять на содержание» того, что показывают по телевизору, можно предположить, что настал как раз такой исключительный момент. И это едва ли позитивный сигнал для президента Мурата Зязикова, разговоры о возможной замене которого в последние полгода становятся все интенсивнее как в Москве, так и на Северном Кавказе.

Как уже писала газета «Время новостей», слушания в Верховном суде во вторник не первая попытка закрыть «Ингушетию.ru». В течение нескольких лет повторялись попытки «взломать» сайт в обычном, внесудебном порядке. В самой республике доступ к ресурсу затруднен -- власти региона жестко контролируют работающих там провайдеров. И даже, как показывает опыт корреспондента «Времени новостей», способны в критические моменты практически полностью блокировать публичный доступ к глобальной информационной сети: в такие дни владельцы интернет-кафе просто вежливо предлагают посетителям ограничиться групповыми «стрелялками» в локальной сети.

Осенью прошлого года на «Ингушетию.ru» обратила внимание Кунцевская прокуратура Москвы, которая провела прокурорскую проверку по фактам возбуждения сайтом вражды между этническими группами и таковых фактов не нашла. Уже в этом году прокурор Ингушетии Юрий Турыгин обратился в ингушский Верховный суд с частным иском против сайта, но судьи, судя по всему, заявление прокурору вернули, сочтя, что он обратился не по адресу. Сайт действительно зарегистрирован вовсе не в Ингушетии, а за пределами России. Ингушские судьи, видимо, предпочли переложить решение на своих федеральных коллег, и те успешно «завернули» иск прокурора.

Сайт «Ингушетия.ru» действительно весьма критически трактует происходящие в республике события и служит при всех ограничениях доступа фактически ядром, вокруг которого группируется ингушский «протестный электорат». Это нетипичное для России явление «online-оппозиции» объясняется отсутствием в рядах протестующих ярких публичных лидеров. Фактическое руководство сайтом осуществляет бывший прокурорский работник Магомед Евлоев, который тесно связан с влиятельной предпринимательской семьей Келиговых (интервью с Мусой Келиговым см. в номере «Времени новостей» от 11 февраля). Братья Келиговы в 2002 году поддержали Мурата Зязикова на выборах президента Ингушетии, но затем вошли с ним в конфликт и фактически свернули свою активность в республике. По одной из версий, они заинтересованы в уходе Мурата Зязикова с поста президента республики, а значит, и в нарастании акций протеста, которые чем дальше, тем более явно свидетельствуют о нестабильности в регионе.

При этом протестные настроения в Ингушетии существуют, несомненно, и без какой бы то ни было внешней поддержки: жители республики весьма недовольны «издержками» проводимых там контртеррористических мероприятий в виде незаконных задержаний, избиений и исчезновений своих сограждан, не имеющих с точки зрения общественности отношения к боевикам.

Муса Келигов в недавнем интервью «Времени новостей» категорически опроверг предположения о его собственных президентских амбициях, но назвал нескольких человек, которые с его точки зрения могли бы руководить Ингушетией лучше, чем это делает президент Зязиков. Даже после определения Верховного суда трудно предположить, что если Кремль пойдет на замену президента республики, то будет следовать именно его рекомендациям. Но сам по себе характер этого определения выглядит не случайным, особенно в сочетании с реакцией Федерального Собрания на обращение ингушских парламентариев. Современная российская политика, в значительной мере переставшая быть публичной, заставляет анализировать ситуацию по таким косвенным признакам, которые могут так и остаться малозначащими виньетками, но могут и сложиться в итоге во вполне логичную картину, малоутешительную для действующих ингушских властей.

Телеканал РЕН ТВ давно уже возбуждает их неприязнь: в обращении, адресованном, помимо Федерального Собрания, также генеральному прокурору, директору ФСБ и министру внутренних дел, содержится прямо-таки «вопль души». По мнению ингушских депутатов, именно этот канал, единственный из всех, посылает по три съемочные группы для освещения несанкционированных мероприятий, организованных якобы «Другой Россией». Речь, очевидно, идет о двух митингах протеста, прошедших в Назрани в ноябре 2007-го и в январе 2008 года.

По информации «Времени новостей», «Другая Россия» не имела отношения ни к одному из этих митингов, проводили их местные активисты, семьи которых пострадали от действий силовиков, при информационной поддержке все той же «Ингушетии.ru». Зато съемочная группа корреспондента РЕН ТВ Артема Высоцкого, приехавшая в Назрань накануне прошлогоднего ноябрьского митинга, была похищена ночью из гостиницы, вывезена в поле и избита. В машине похитителей заодно с журналистами в целлофановом пакете на голове оказался председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов, после избиения всем четверым пришлось босиком добираться по снегу до ближайшего села.

Расследование похищения, как и следовало ожидать, не принесло результатов, кроме теперешнего обличительного обращения в федеральные инстанции. Впрочем, другие адресаты обращения -- прокуратура, МВД и ФСБ -- пока не высказали своего отношения к полученному посланию. Между тем будущее действующей ингушской власти может зависеть именно от того, чья точка зрения восторжествует: Мурат Зязиков вполне удобен силовым ведомствам, которые работают в Ингушетии как умеют, не слишком заботясь о планировании своих действий на среднюю и дальнюю перспективу и об их последствиях.

Между тем Верховный суд РФ отметился во вторник еще одним весьма неожиданным решением по Северному Кавказу: на повторное рассмотрение в Верховный суд Кабардино-Балкарии возвращено дело о признании экстремистским балкарской организации «Совет старейшин». В Нальчике старейшин признали экстремистами в январе этого года. «Совет старейшин» является локальной общественной организацией с довольно небольшим числом сторонников. Эта организация пытается привлечь внимание властей к проблемам, связанным с переделом традиционных балкарских земельных угодий в результате начатой в 2004 году муниципальной реформы. Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, по имеющимся данным, испытывает личное раздражение в связи с активностью «Старейшин» и полагает, что лидеры организации склонны решать с ее помощью свои сугубо личные задачи. В отличие от Мурата Зязикова, президента безусловно лояльного, но изрядно испортившего свое реноме постоянными дурными новостями из республики, Арсен Каноков пока находится на хорошем счету в Москве. Поэтому в кабардино-балкарском вердикте ВС едва ли стоит искать признаки политической интриги: дело, вполне возможно, лишь в недостаточной подготовке доказательной базы.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Ингушетии