Время новостей
     N°45, 19 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.03.2008
Пиратская доля
Буксир "Свитцер Корсаков" выкупили за 700 тыс. долларов
Эпопея ледового буксира «Свитцер Корсаков», захваченного пиратами в территориальных водах Сомали, завершилась благополучно для экипажа. Вчера утром стало известно, что флибустьеры XXI века освободили корабль, принадлежащий датскому концерну «Свитцер». Правда, владельцам судна, выступившим против силового разрешения ситуации, пришлось заплатить выкуп в 700 тыс. долл. Очевидно, что этот прецедент может возбудить новых «искателей удачи». Тем более что, по мнению экспертов, Сомали уже превращается в современную Тортугу -- пиратский остров-базу XVII века. Опубликованная в западных СМИ статистика показывает, что в 2006 году у побережья этой африканской страны было совершено десять пиратских нападений на суда торгового флота, в 2007-м пираты нападали на проходящие суда 31 раз.

«Свитцер Корсаков» пополнит уже статистику 2008-го. Напомним, что ледовый буксир, шедший под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины, был 1 февраля захвачен в территориальных водах Сомали, в районе самопровозглашенного административного образования Пунтланд на севере страны. Капитану удалось, связавшись с Копенгагеном по рации, сообщить о захвате и о том, что экипаж пока «в порядке». Судно, построенное в Санкт-Петербурге в декабре 2007 года, следовало на Сахалин для работы по нефтегазовому проекту «Сахалин-2».

Экипаж буксира был весьма немногочислен -- капитан-англичанин, старший механик, гражданин Ирландии, и четыре российских моряка -- жители Сахалина Николай Березовский, Александр Речкунов, Петр Симочкин и Евгений Комков.

Переговоры об освобождении пленников вели датские владельцы буксира, попросившие российские власти не вмешиваться. Представитель концерна «Свитцер» сообщил только, что пираты требуют «тысячи долларов» за освобождение буксира и его команды. Не очень понятно было при этом бездействие властей Сомали, которые не рекомендовали платить выкуп, чтобы не поощрять пиратов.

Зато была вполне понятна реакция ВМС США. Американские военные моряки не раз связывались с пиратами по радио, убеждая их освободить пленников, а затем перешли к решительным действиям, обстреляв 11 февраля флибустьерское судно, доставлявшее продовольствие сообщникам. Конвенция ООН 1982 года по морскому праву вполне допускает силовое решение подобных ситуаций. Однако после первых же американских залпов мирные датские владельцы буксира обратились к бравым янки с настойчивой просьбой о прекращении боевых действий. Переговоры затянулись еще на месяц, притом обе стороны торговались как могли.

На днях, судя по всему, торги были успешно завершены, и вчера была обнародована сумма отступного -- весьма значительная для этой части африканского континента. О прочих договоренностях датчан с пиратами и технологии освобождения заложников мало что известно. Экипаж, по заверениям представителей концерна «Свитцер», чувствует себя нормально, и в ближайшее время буксир под военным эскортом уйдет от злосчастных берегов.

Александр ЛИБЕРМАН