Время новостей
     N°43, 17 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.03.2008
Alitalia куплена
Убыточная итальянская авиакомпания продана франко-голландской Air France-KLM
Совет директоров итальянской авиакомпании Alitalia вчера проголосовал за предложение продать государственный пакет акций национального авиаперевозчика франко-голландскому концерну Air France-KLM. Сделку еще должно утвердить итальянское правительство. Кроме того, покупатель обязан добиться взаимопонимания с профсоюзами Alitalia и получить одобрение от органов, регулирующих фондовый рынок в Италии и Европейском союзе. Air France-KLM пообещал сохранить торговую марку итальянского национального авиаперевозчика в рамках концерна. Как ожидается, сделка может быть завершена к середине 2008 года.

Тем не менее 49,9-процентный пакет акций Alitalia, который правительство Италии безуспешно пытается сбыть уже в течение нескольких лет, сейчас близок к продаже, как никогда раньше. В прошлом году он был выставлен на международный конкурс, однако выдвинутые правительством условия распугали потенциальных покупателей, среди которых фигурировал российский «Аэрофлот». Сейчас Air France-KLM предложил за Alitalia гораздо меньше, чем Италия рассчитывала получить на конкурсе.

Предложения Air France-KLM, принятые советом директоров Alitalia, предусматривают, что франко-голландский концерн (уже являющийся самой крупной авиакомпанией в Европе), приобретет ценные бумаги Alitalia из расчета 0,1 евро за акцию. Это менее одной пятой их текущих рыночных котировок. Кроме того, оплата будет произведена не деньгами, а акциями самого концерна, в соотношении одна акция Air France-KLM за 160 акций Alitalia. «Живыми» деньгами покупатель внесет 1 млрд евро на пополнение оборотных средств итальянской авиакомпании и еще 608 млн евро -- на погашение выпущенных ею облигаций. Общий долг Alitalia, которая работает с убытком уже пять лет подряд, оценивается сейчас в 1,2 млрд евро.

В течение 2006 и 2007 годов правительство Италии пыталось продать свой пакет акций Alitalia через конкурс, условия и участники которого менялись по ходу дела. Среди претендентов на нем фигурировал и российский «Аэрофлот». К финальному этапу конкурса в мае 2007 года были допущены три участника: консорциум в составе американских инвесткомпаний Matlin Patterson Global Advisers LLC и Texas Pacific Group, консорциум, сформированный «Аэрофлотом» с итальянским банком Unicredit, а также фирма AP Holding SpA, возглавляемая председателем совета директоров второй по величине итальянской авиакомпании Air One Карло Тото. В итоге ни один из участников конкурса так и не представил финальной заявки. Потенциальным покупателям показались завышенными ожидания итальянского правительства, которое рассчитывало выручить за акции 3 млрд евро: полтора из них -- в казну, а еще полтора -- на погашение долгов Alitalia. «Аэрофлот» вышел из борьбы летом прошлого года (см. «Время новостей» от 28 июня 2007 года).

Alitalia эксплуатирует около 180 самолетов (по размеру флота она входит в число 20 крупнейших авиакомпаний мира). При этом флот компании -- довольно новый по мировым меркам. Средний возраст ее самолетов -- 13,5 года. Из двух хабов (в Риме и Милане) они обслуживают сотню пунктов назначения в Италии и за ее пределами. Компания входит в международный альянс Sky Team, членами которого состоят также Air France-KLM и «Аэрофлот». Правда, вместе со всеми этими достоинствами Alitalia новые хозяева должны будут принять и ее главный недостаток -- тяжелое финансовое положение. В течение 90-х и в начале 2000-х годов компания была хронически убыточной и выживала за счет периодических правительственных субсидий, пока таковые не были запрещены нормами ЕС. Бичом компании стали регулярные забастовки персонала. По некоторым оценкам, сейчас ее потери равняются 1 млн евро ежедневно.

Михаил КУКУШКИН