Время новостей
     N°41, 13 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.03.2008
Наши беды -- детские обеды
Общество потребителей вышло на тропу войны с невкусной и нездоровой пищей
Чипсы, хот-доги, шоколадные батончики и прочий фастфуд легко утоляют голод, но столь же стремительно приводят к ожирению и диабету. Основная целевая аудитория этих продуктов -- дети и подростки. На сегодняшний день в мире страдают ожирением или имеют лишний вес более 177 млн детей, причем из них 22 млн -- малыши в возрасте до пяти лет. Не стоит успокаивать себя тем, что эта проблема касается лишь объедающихся гамбургерами американцев. «В России наблюдается несбалансированное потребление ряда микронутриентов, а также продуктов питания с высоким содержанием жира, сахара, соли, что приводит к распространению ожирения среди российских детей, особенно в крупных городах», -- констатировал в беседе с журналистами глава правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. А по словам эксперта Эндокринологического научного центра Минздравсоцразвития Екатерины Торшиной, каждые 20 лет число детей, больных диабетом, удваивается.

Специалисты КонфОПа, обнародовав неутешительную статистику, собранную Всемирной организацией здравоохранения, в принципе не сказали ничего нового, однако выступили с довольно радикальным предложением -- изгнать с российских телеканалов рекламу «неправильной» еды. Так, по мнению г-на Янина следует запретить показ в «детское время» (с шести часов утра до девяти вечера) роликов, «рекламирующих продукты с повышенным содержанием соли, сахара и жиров». «Особенно привлекательно в рекламе выглядят мультипликационные персонажи, весело жующие продукты, состав которых вреден для детского организма», -- посетовал председатель КонфОП.

Идея, предложенная Дмитрием Яниным, не нова. О необходимости серьезных ограничений рекламы фастфуда (который получил еще одно, нелестное прозвище junk food -- «помойная еда») впервые заговорили американские коллеги конфоповцев. А наиболее последовательная борьба против нездоровой пищи была развернута в Великобритании. Законодательство Соединенного Королевства запрещает рекламу, обращенную непосредственно к аудитории «до 16» и не позволяет использовать в телероликах образы поп-звезд, героев мультфильмов и комиксов. За неукоснительным соблюдением этого запрета следит Ofcom -- регулирующий орган телекоммуникационного рынка Великобритании. СМИ несут весьма ощутимые убытки (к примеру, в 2007 году британские массмедиа недополучили из-за этого около 75 млн долл.), но вынуждены считаться с общественным мнением -- более 80% жителей страны поддержали введение запрета. Поэтому в прошлом году было решено распространить ограничения на печатные СМИ, интернет-сайты, наружную рекламу и кинотеатры.

Российские борцы за права потребителей обещают «разобраться» не только с телерекламой, но и с самими ресторанами быстрого питания, в первую очередь с российским представительством одной весьма известной транснациональной корпорации. «Мы намерены подать в суд на одно крупное предприятие фастфуда, в своем меню имеющее так называемый детский обед. Мы считаем это введением потребителей в заблуждение, так как продукты не являются детским питанием», -- сообщил журналистам Дмитрий Янин.

Российский законодатель в отличие от европейского не спешит прислушиваться к пожеланиям потребителей, подчеркивают эксперты КонфОП. Например, в РФ до сих пор не принят закон по защите грудного вскармливания. «Помимо этого действующие Санитарно-эпидемиологические нормы, правила и нормативы (СанПиНы) по детскому питанию закрепляют введение прокорма малышей до шести месяцев. Только 40% мам кормят грудью новорожденных в возрасте от трех до шести месяцев. Между тем доказано, что нет замены такому уникальному продукту, как материнское молоко», -- пояснил Дмитрий Янин. Такое положение вещей, по мнению эксперта, выгодно производителям детского питания. Это весьма прибыльный бизнес, ведь за последние годы выросли и заработки россиян, и рождаемость. Как следствие, оборот рынка детского питания ежегодно прибавляет в росте на 25%, а объем продаж за прошлый год превысил 1 млрд долл. «Сейчас все, кто ни попадя, производят соки для младенцев, так как НДС на производство соков составляет всего 10%», -- заметил г-н Янин. Поэтому один из запретов, предлагаемых защитниками прав потребителей, касается рекламы всех продуктов питания для детей до шести месяцев. «Крайне опасным считаем принятие двух технических регламентов, касающихся питания детей раннего возраста, которые будут обсуждаться Госдумой 19 марта этого года», -- добавил Дмитрий Янин, пообещав, что руководимая им организация также потребует от «Роспотребнадзора» пересмотра СанПиНов, противоречащих рекомендациям Всемирной организации здравоохранения.

«Доходы населения неуклонно растут, а качество еды оставляет желать лучшего по сравнению с качеством продуктов питания в цивилизованных странах», -- добавил напоследок глава правления КонфОП.

Михаил МОШКИН