Время новостей
     N°39, 11 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.03.2008
«Косово - это крайне особый случай»
Нынешний генеральный секретарь Организации Объединенных Наций ПАН ГИ МУН занял свой пост в начале 2007 года. Итоги первого года работы в этой должности он подвел в интервью корреспонденту ИНТЕРФАКСА Александру КОРЗУНУ -- специально для «Времени новостей».

-- В вопросе о будущем Косово ваши позиции и взгляды России не всегда и не во всем совпадали. Видите ли вы место для ООН в Косово в будущем? Или этот бывший сербский край вскоре станет исключительной зоной ответственности Евросоюза?

-- Резолюция Совета Безопасности 1244 (принята 10 июня 1999 года. -- Ред.) остается в силе. Гражданская Миссия ООН в Косово, получающая указания в Совете Безопасности, рассматривает ее как законодательную базу своего мандата и применяет в соответствии с развитием событий. Моей основной целью остается обеспечение безопасности населения Косово, особенно национальных меньшинств, поддержание международного мира и безопасности, а также общей стабильности в Косово и в регионе, обеспечение безопасности персонала ООН, сохранение достижений и наследия ООН в Косово и на Балканах в целом.

-- Россия и ряд других стран предупреждали, что одним из последствий одностороннего провозглашения независимости Косово может стать «парад суверенитетов» -- о независимости говорят в Палестине, Абхазии, Южной Осетии. Считаете ли вы возможным международное признание других самопровозглашенных образований, в том числе и вышеназванных?

-- Я предпочел бы не заниматься домыслами относительно того, что может или не может произойти в различных регионах мира в связи с Косово. К каждой ситуации надо подходить с учетом ее уникальных черт. Не комментируя собственно независимость Косово, я хотел бы отметить, что это крайне особый случай. Он отличен от других в силу того, что еще с 1999 года международное сообщество вмешивается в осуществление суверенитета Сербии над краем. Напомню также, что признание тех или иных государств -- это личное дело стран -- членов Организации Объединенных Наций, а не генерального секретаря или секретариата ООН.

-- Северокорейская ядерная проблема, похоже, близится к разрешению. На ваш взгляд, представляет ли все еще КНДР проблему для международного сообщества? И что должен сделать Пхеньян для выхода из международной изоляции?

-- Меня обнадеживает прогресс, достигнутый в урегулировании ядерной проблемы КНДР. Я продолжаю поддерживать шестисторонний процесс, который за последние годы принес ощутимые позитивные результаты. Рассчитываю, что шестисторонние переговоры будут способствовать разрешению вопросов, которые остаются к КНДР, и помогут этой стране наладить более тесные контакты с международным сообществом.

-- Можно ли с таким же оптимизмом говорить о перспективах решения ядерной проблемы Ирана? Ведь ряд стран считает, что от Тегерана исходит серьезная угроза миру и безопасности, они принимают превентивные военные меры для отражения ядерных атак со стороны Ирана...

-- Я поддерживаю продолжение диалога между Ираном и Международным агентством по атомной энергии и приветствую прогресс, достигнутый в рамках плана, выработанного сторонами в августе 2007 года. Вместе с тем чрезвычайно важно, чтобы правительство Ирана полностью выполняло резолюции Совета Безопасности ООН.

-- Как вы оцениваете нынешнее состояние процесса ближневосточного урегулирования? Каково ваше отношение к выдвинутой Россией идее созыва международной конференции по Ближнему Востоку?

-- Я очень озабочен развитием ситуации в регионе, особенно в секторе Газа, в последние десять лет. Если говорить о политическом аспекте, то я приветствую ответственность и мужество, проявленные премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом и главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом в этом году в деле возобновления политического процесса, несмотря на практически всеобщий скептицизм и прочие проблемы. Процесс, начатый в Аннаполисе (в ноябре 2007 года во время встречи в США Аббас и Ольмерт договорились о начале интенсивных переговоров с целью скорейшего заключения мирных соглашений и создания затем государства Палестина. -- Ред.), должен продолжаться и получать соответствующую поддержку. Международное сообщество должно прилагать все усилия, чтобы гарантировать продвижение вперед в двусторонних переговорах, направленных на достижение соглашения по всем без исключения ключевым аспектам урегулирования.

Но процесс Аннаполиса можно сохранить только путем проведения реальных изменений в самом регионе. Я продолжу напоминать всем сторонам об основах международного права и тесно работать в целях выполнения «Дорожной карты» с нашими партнерами по «квартету» (в международную четверку посредников по ближневосточному урегулированию входят США, Россия, ООН, ЕС. -- Ред.), со странами региона и Советом Безопасности. Нашей целью должно быть окончание оккупации, которая началась в 1967 году, и мирное сосуществование израильского и палестинского государств.

Что касается инициативы России о проведении международной конференции по Ближнему Востоку, то сейчас мы обсуждаем эту идею с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и другими членами ближневосточного «квартета». Насколько я понимаю, правительство России также проводит консультации по этому поводу. Я поддерживаю эту идею и надеюсь, что такая конференция состоится. Но я предпочел бы воздержаться от более детальных комментариев до получения конкретного предложения с российской стороны.

-- В Дарфуре удалось сформировать беспрецедентную по масштабу смешанную миротворческую операцию по линии ООН и Африканского союза. Однако миротворческий контингент недостаточно «мускулист», и сообщения из региона по-прежнему тревожны. Каковы возможные пути выхода из этой ситуации?

-- В своем недавнем докладе Совету Безопасности я рассказал о развертывании смешанной операции Африканского союза и ООН в Дарфуре (ЮНАМИД) и остановился на стремительно ухудшающейся обстановке в Западном Дарфуре. В свете ситуации, сложившейся в регионе, приоритетом для Дарфура является прекращение военных действий и создание эффективных механизмов по наблюдению за выполнением сторонами своих обязательств и предотвращению нарушений. Я призываю правительство Судана и все стороны конфликта активно сотрудничать со специальными посланниками Африканского союза и ООН и как можно скорее наладить переговорный процесс. Необходимо также показать, что ЮНАМИД может принести ощутимые улучшения в жизнь населения Дарфура, иначе этой операции не будут доверять. Поэтому я призываю все силы ЮНАМИД, полицейскую часть миссии ускорить развертывание подразделений и средств в рамках операции. Я также призываю страны -- члены ООН предоставить соответствующие вспомогательные подразделения, в том числе средства воздушной поддержки.

-- Многие аналитики пессимистично оценивают перспективы реформы системы ООН. Что может быть сделано на этом направлении уже сейчас?

-- Необходимо изменить саму культуру работы ООН, перестроить организацию в соответствии с требованиями современного мира. Нам нужно быстрее и эффективнее отвечать на глобальные вызовы, соответствовать высочайшим стандартам этики, прозрачности и подконтрольности. Реформа Совета Безопасности -- это наиболее важный аспект институциональных изменений в ООН. Я искренне надеюсь, что страны -- члены ООН смогут продвинуться вперед в этом вопросе. Ведь расширение Совета Безопасности в приемлемой для всех форме совершенно необходимо с учетом значительных изменений в международной политической жизни, происшедших за последние 60 лет. Я приложу все усилия, чтобы способствовать консультациям между странами -- членами ООН по вопросу о реформе Совета Безопасности.

-- Что вам представляется бесспорным достижением за первый год работы на посту генерального секретаря ООН?

-- За последний год я понял, что всегда стоит ожидать самого неожиданного. И это делает работу генерального секретаря настолько интересной и захватывающей! С другой стороны, эта работа требует настоящей скромности. И каждый раз, когда мы сталкиваемся с множеством глобальных вызовов, к примеру с изменением климата или нераспространением (оружия массового уничтожения. -- Ред.), у меня укрепляется решимость побуждать страны -- члены ООН решать эти проблемы единственно возможным путем -- коллективно.

Что касается успехов, то это дело отдельных людей, стран -- членов ООН, общественных и частных организаций -- оценивать мою деятельность на этом посту. В качестве одного из достижений могу упомянуть декабрьскую конференцию на индонезийском острове Бали, посвященную проблемам изменения климата. На ней мировые лидеры сделали важнейший первый шаг по направлению к выработке всеобъемлющего соглашения по данной проблематике к 2009 году.

//  читайте тему  //  Ситуация в Косово