Время новостей
     N°31, 20 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.02.2002
Пентагон обманет иностранцев
Главное, чтобы свои не попались
В самой демократической стране мира, США, «черный пиар» отныне поставлен на высокопрофессиональную основу. По сообщению газеты The New York Times, сразу же после террористической атаки 11 сентября в Пентагоне создано управление стратегического влияния (OSI). Его задача -- формирование общественного мнения и воззрений ведущих политиков в зарубежных странах, а один из методов -- размещение сфабрикованной информации в иностранных СМИ. По свидетельству газеты, управление нацелено на пропагандистские «агрессивные кампании с использованием не только зарубежных СМИ и Интернета, но и операций прикрытия» во всех странах, в том числе в союзнической Европе. Ранее информационной войной в Пентагоне занималось исключительно командование армейских психологических операций -- это листовки (а с недавнего времени деньги), разбрасываемые с самолетов, радиовещание на территорию врага (в послужном списке армейских психологов Никарагуа 1980-х, Балканы 1990-х, сегодняшний Афганистан).

Обеспокоенность поддержкой своих действий за рубежом уже привела к созданию подобного «министерства правды» в самой администрации США: «военную комнату» общественной информации Белого Дома возглавил отставной генерал Уэйн Даунинг (бывший шеф командования специальных операций), а в госдепартамент для усиления «народной дипломатии» направлена звезда одной из частных рекламных компаний.

OSI -- «маленькое, но хорошо финансируемое управление», пишет The New York Times. Пентагон, видимо, понимает, что для размещения дезинформации в зарубежных СМИ нужны не большие штаты военных чиновников, а многомиллионный бюджет (финансирование осуществляется в счет 10 млрд долларов, выделенных конгрессом в октябре 2001 года для насущных нужд Пентагона). Во главе управления поставлен бригадный генерал ВВС Саймон Уорден -- астрофизик, специализирующийся на операциях в космосе. Он избегает интервью, но известно, что его идеи простираются от «черных» кампаний с использованием дезинформации и других операций прикрытия, до «белых» правдивых информационных сообщений. «От наичернейших из черных до наибелейших из белых», -- уточняет высокопоставленный офицер Пентагона.

Помогать OSI призвана частная консалтинговая фирма из Вашингтона Rendom Group, известная проведением пропагандистских кампаний в арабских странах -- одна из них живописала зверства Ирака во время вторжения в Кувейт в 1990 году. Услуги Rendom Group обойдутся американским налогоплательщикам в 100 тыс. долларов ежемесячно. Кроме того, частные компании будут привлекаться для разработки информационных программ и оценки их эффективности с использованием традиционных методов политических кампаний (социологические опросы, мнения выборочных групп и т.д.). В перспективе возможно появление подведомственного министерству обороны аналога радиостанции «Голос Америки».

Критики нового проекта (а в Пентагоне есть и такие) резонно указывают на размытость функций нового управления и на их сомнительную законность (министр обороны Рамсфелд попросил ведущего юриста Пентагона Вильяма Хайнса проанализировать детали), на возможный крах доверия журналистов к Пентагону и на возражения союзников против манипулирования их независимыми национальными СМИ. Но самое ужасное -- дезинформация, размещенная в респектабельных иностранных СМИ, таких как Reuters или AFP, может потом быть перепечатана доверчивыми американскими репортерами, и в заблуждение будут введены сами американцы. Дело в том, что Пентагону и ЦРУ запрещено заниматься пропагандой на территории США после того, как в середине 70-х годов «активки», помещенные ЦРУ в иностранной прессе, были перепечатаны американскими СМИ.

Андрей ЗЛОБИН