Время новостей
     N°36, 05 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.03.2008
Реальность естественная и режиссированная
Понравилось. Нережиссированная реальность прямых трансляций в «Вестях 24». Профессиональное внимание к делу Алексаняна в новостях на РЕН ТВ (особенно дневных). Программа «Прогресс с Павлом Лобковым» на «5-м канале» -- необыкновенно увлекательный проект. Познавательно, неожиданно, зрелищно. Давно уже никто с такой страстью не проводил эксперименты прямо в кадре, так вдохновенно не объяснял про внутренности реактора и не превращал в экранную поэзию разговор о химии. «Одноэтажная Америка» («Первый») -- удовольствие смотреть на свободных людей. Познер -- без изломанной нравоучительности, Ургант -- с дурашливой ребячливостью. Серии не ровные. Но сценарные шероховатости вполне компенсируются свежестью взгляда. Живые эмоции, живые глаза, живые люди, живая и очень разная страна. Телевизионный дуэт оказался достойным литературного (нынешние путешественники используют в качестве основы путевые записки Ильфа и Петрова. -- Ред.).

Не понравилось. «Византийский урок» от новых идеологов Третьего Рима в интерпретации лицемерного «Национального интереса» («Россия»), закрепляющий в сознании аудитории образ врага. Праздничные концерты 23 февраля ужасали безвкусием: «Кошки» Вебера монтировались с призывом «Россия, вперед!», а из трагической темы «Лебединого озера» Чайковского слепили песню про «васильковую Русь», и поющая дива с трехметровыми палками, символизирующими крылья, осеняла пространство помпезной сцены и сидящих в зале глав стран СНГ.

Выборы. Все-таки шоу «Две звезды», запущенное на «Первом», когда страна еще гадала на преемника, оказалось провидческим. Экранный образ Дмитрия Медведева весь февраль лепили по счастливому лекалу Владимира Путина: Медведев и очки, Медведев и мальчик, Медведев и лыжи, Медведев и фанатки, Медведев и стадион, Медведев и сторонники, Медведев и военные, Медведев и патриарх, Медведев и экономический форум, Медведев и КВН, Медведев и родильные дома. Экранного Медведева одновременно старались сделать и созидательным, и заматеревшим. Брутальная лексика «двора» ученику в отличие от учителя несвойственна. Поэтому прорывавшееся смущение (особенно в улыбке) ретушировали. Пастельных красок оставили минимум (штришок -- вальс с почтенной дамой). Победную энергию движения Владимир Путин зримо передавал своему наследнику. И все время подстраховывал, вводил в курс, представлял соседям, устраивал смотрины. Разумеется, кодой телевизионного марафона по передаче власти стал парный выход учителя и ученика к ликующей толпе поклонников в выборную ночь. Они шли по брусчатке Красной площади с непокрытыми головами, под снегом и лучами софитов. Здесь могла бы быть ремарка -- «навстречу будущему». На таком фоне драчливое хамство Жириновского (канал «Звезда») и «как бы» дебаты политических аутсайдеров и статистов были всего лишь предвыборными виньетками. Показательное экранное небытие, в котором сгинул второй незадавшийся преемник, еще раз напомнило, как телевизионная машина обращается с событиями и людьми.

Анна КАЧКАЕВА, радио «Свобода»