Время новостей
     N°29, 18 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.02.2002
Хваленые профессионалы
«Сборная Канады» включилась в турнир на приз российского рынка
Завершившийся вчера визит в Россию солидной делегации канадских политиков и бизнесменов во главе с премьером Жаном Кретьеном был просто переполнен символами спортивного соперничества. Заранее спланированные мероприятия в честь 30-летия знаменитой суперсерии СССР -- НХЛ причудливо наложились на взбудоражившую обе страны историю с олимпийскими медалями канадских фигуристов Сале и Пеллетье. Именно во Дворце спорта в Лужниках в минувшую пятницу были подписаны канадско-российские контракты на сумму 337 миллионов долларов. После этого прямо на площадке ледовой арены состоялся ланч для канадских гостей и их российских партнеров. Гости не скрывали эмоций -- по словам Кретьена, к памяти о хоккейных матчах 1972 года в «Лужниках» восходит и сама идея «сборной Канады», впервые сформированной в 1994 году для рекламы страны по всему миру в качестве идеального делового партнера в глобальной экономике XXI века. Предыдущее турне «сборная» предприняла в прошлом году в Китай, откуда привезла контрактов на 5,7 миллиардов долларов.

Все самое приятное Жан Кретьен сказал в «Лужниках» по-французски. Он признал, что российская экономика «стремительно прогрессирует», возвращение долгов идет очень быстро, удостоив Владимира Путина похвалы за «исторические структурные преобразования». Перейдя на английский, капитан «сборной Канады-2002» ринулся в наступление, обвинив Россию в упущенных возможностях сотрудничества. «Осталась лишь горстка из многих канадских нефтяных и газовых фирм, открывавших возможности России десятилетие назад. Споры стали препятствием для больших канадских инвестиций в горную добычу. Негативный опыт части канадских инвесторов запятнал российских рынок в глазах многих. Российское правительство и бизнес должны быть по-настоящему заинтересованы в выяснении подлинных причин этих споров и отклонений, если они на самом деле хотят вывести наши деловые отношения на новый уровень», -- резюмировал Кретьен. Визит «сборной-2002» сопровождался публикацией в канадских СМИ леденящих душу историй о «бандитских экспроприациях» российскими фирмами-гигантами собственности маленьких канадских инвесторов.

В ответной речи Владимир Путин отметил, что нас сближают «похожее государственное устройство, суровый климат и особая любовь к хоккею», после чего попытался «сравнять счет». Президент посетовал, что канадские ограничительные меры в отношении российской стали практически закрыли для нее рынок, что плохо как для России, так и для канадских потребителей, лишившихся нашей «качественной и конкурентоспособной» продукции. Пока что напуганный прошлыми неудачами канадский бизнес опасается вкладывать деньги в разработку российских недр и делает упор на поставку техники и технологий, не забывая при этом о богатеющем день ото дня российском потребителе. Наибольший восторг у канадских журналистов вызвала новость о 7-миллионной сделке по продаже производящейся в Ньюфаундленде водки Iceberg на историческую родину этого горячительного напитка, что было сопоставлено с дерзкой попыткой «продать лед эскимосам».

Регулярные поездки канадской «сборной» бизнесменов и политиков в экономически перспективные регионы принесли за семь лет контрактов на 30 с лишним миллиардов долларов. Уже сложившийся внешний антураж гастролей «сборной Канады» можно привести в качестве примера успешного зарубежного маркетинга имиджа Канады как динамичной и передовой страны с уникальными культурными традициями. Хотя на встречах в Москве в «сборной» отсутствовали такие общепринятые символы Канады, как бобры и лоси, в свите Кретьена за версту выделялись олицетворяющие нацию рослые и необычайно колоритные «монти» (офицеры Королевской канадской конной полиции) в красных мундирах, широкополых шляпах и галифе.

Александр ЛОМАНОВ