Время новостей
     N°30, 26 февраля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.02.2008
Новый русский музей
«Время собирать...» в Санкт-Петербурге
В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Время собирать...» из частных собраний Европы и Америки. Экспозиция представляет более трехсот произведений, среди которых живописные, графические работы, скульптура, фотографии, а также вазы, изделия из серебра, в том числе работы фирмы Фаберже. В экспозиции есть все: от Рокотова до Родченко. Если не обращать внимания на аннотации и просто смотреть и смотреть картины (а также прикладное искусство, рисунок и скульптуру), то при посещении выставки возникает ощущение демонстрации шедевров целого регионального музея. Такие показы устраивала Третьяковка в рамках программы «Золотая карта России». Целью программы было познакомить столичных жителей с шедеврами из провинциальных городов, до которых москвичи едва ли скоро доберутся. Познакомить и заодно проверить верность атрибуций.

На выставке в ГРМ желание уточнить атрибуции возникает еще сильнее. Даже на первый взгляд много вещей сомнительных и спорных. Потому не оставляет ощущение предаукционного вернисажа, не хватает лишь этикеток с начальными ценами. Впрочем, радостные встречи с неизвестным русским искусством тоже обещаны. В «классическом» разделе помимо полотен Боровиковского, Брюллова, Иванова, Хруцкого и Рокотова запоминается «Портрет неизвестной с зонтиком» Василия Тропинина (1810) и приписанный М.С. Лямину «Портрет женщины, держащей в руке письмо». Валентин Серов представлен аж четырьмя вещами. Из них истинно хороша только одна -- исторический опус «Петр I в Монплезире».

Неожиданная встреча происходит с известным мастером второй половины XIX -- первой половины XX века Филиппом Малявиным. Помимо предсказуемых цветных вихрей на полотнах с изображением пляшущих «Баб» на выставке показан «Портрет матери»: вы замираете перед ним, остановленные взглядом властным и печальным. Есть в портрете что-то от рембрандтовских стариков, с их тихой вековой мудростью.

Авангард присутствует предсказуемым набором имен: «Адам и Ева» Михаила Ларионова начала 1900-х (автопортрет живописца с женой Наталией Гончаровой), работы самой Гончаровой, портрет С. Лобачева кисти Аристарха Лентулова, несколько вещей знаменитой семьи Бурлюков, коллажи Василия Ермилова, Кирилла Зданевича, Юрия Анненкова...Впечатляют работы Бориса Григорьева, Давида Штеренберга, Александра Яковлева, ученицы Филонова Софьи Закликовской.

Завершает выставку фотоколлекция Алекса Лахмана, представившего выдающихся мастеров -- А.С. Шайхета, Г.Г. Петрусова, Б.В. Игнатовича, А.М. Родченко. М.С. Наппельбаума, Л.М. Лисицкого.

Все представленное собрание нового русского музея принадлежит иностранным коллекционерам и по окончании выставки покинет Россию.

Владимир ПРОКОФЬЕВ, Санкт-Петербург
//  читайте тему  //  Выставки