Время новостей
     N°23, 14 февраля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.02.2008
Сбежит последняя электричка
Германия готова к распродаже железных дорог
Правительство Германии, как выяснилось на этой неделе, не оставило намерений приватизировать последний в стране госконцерн -- железнодорожную компанию Deutsche Bahn. Мюнхенская Sueddeutsche Zeitung сообщила, что министр транспорта Вольфганг Тифензее работает над планом, предусматривающим продажу до 49% акций германской железнодорожной системы частным инвесторам уже к лету этого года. Кто может стать обладателем акций немецких железных дорог, пока неясно даже в самом концерне. По поводу возможного участия в приватизации российских инвесторов представитель Deutsche Bahn по вопросам экономики и политики Хартмут Зоммер сказал корреспонденту «Времени новостей», что данная проблема выходит за нынешние рамки компетенции концерна, и поэтому Deutsche Bahn подобными сведениями не располагает: «Этим занимается федеральное правительство». Как известно, полтора года назад, когда впервые появились предложения о продаже Deutsche Bahn, президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин не исключал возможности поучаствовать в приватизации. Тем более что обе компании сейчас заняты строительством грузового коридора из России в Германию, а прошлым летом подписали соглашение о создании СП в области перевозок и логистики.

В Deutsche Bahn занято около 230 тыс. человек. У предприятия 1500 административных и производственных подразделений и аффилированных предприятий в 150 странах мира. По итогам 2006 года концерн Deutsche Bahn получил 1,7 млрд евро чистой прибыли при совокупном обороте 30 млрд евро. Еще летом прошлого года федеральное правительство канцлера Ангелы Меркель одобрило законопроект, предусматривающий частичную приватизацию Deutsche Bahn. Однако противники этой идеи всерьез рассчитывали на то, что проект в конце концов утонет в бесконечных дебатах. Теперь, как пишет Sueddeutsche Zeitung, на готовых документах по приватизации железных дорог Германии «недостает лишь подписей». Ожидается, что уже в конце марта наблюдательный совет примет решение о создании холдинга и сроках передачи железнодорожных структур частным инвесторам, в конце мая холдинг планируется внести в торговый регистр, а к июлю его структура должна быть сформирована окончательно.

Согласно проекту приватизации, сведения о котором просочились в немецкие СМИ, государство пока собирается сохранить за собой контрольный пакет акций Deutsche Bahn, остальные бумаги распродаст или выведет на биржу. Планируется, что входящие в холдинг местное и региональное железнодорожное сообщение, грузовые перевозки и логистика будут отданы в частные руки, а железнодорожные пути (34 тыс. км), вокзалы и система энергоснабжения останутся под контролем государства как минимум на 15 лет, в течение которых федеральный центр будет поддерживать их многомиллиардными субсидиями.

Федеральный министр финансов Пеер Штайнбрюк, один из вдохновителей нынешнего проекта приватизации, одобрил модель распределения финансовых и производственных тягот, связанных с деятельностью Deutsche Bahn, на государственные и частные плечи. Минфин и правление концерна планируют на первом этапе реализовать 25--30% акций. Считается, что от этого шага реально выручить от 5 до 10 млрд евро. Около 2,5 млрд из полученной суммы пойдут на счета концерна, остаток -- в распоряжение федерального центра. Окончательная цена проекта приватизации -- то есть после продажи 49% активов -- может достичь 12,5 млрд евро.

Вопрос же о потенциальных владельцах Deutsche Bahn пока открыт. В пресс-релизе концерна вчера процитировали члена правления Отто Висхоя: «Домыслы, будто Deutsche Bahn намерена осуществить частичную приватизацию в обход парламента, неверны и лишены всякой основы... В отношении частичной приватизации последнее слово за владельцем предприятия -- федеральным правительством».

При этом федеральное правительство в последние месяцы все активнее обсуждает возможность создания заслонов на пути иностранного госкапитала в «стратегически чувствительные» отрасли немецкой экономики. Потенциально наиболее вероятным претендентом на некий пакет акций Deutsche Bahn могли бы стать «Российские железные дороги». Владимир Якунин неоднократно заявлял об интересе к подобной сделке в любом виде, включая «перекрестные акции». «Когда наши железные дороги выйдут на биржу, я приветствовал бы приток иностранного капитала -- немецкого, словацкого, польского, капитала всех стран, с которыми мы кооперируемся», -- заявил он прошлой осенью еженедельнику Spiegel. Чуть позже он сказал: «Стратегия развития железнодорожного транспорта и наши собственные изыскания говорят о необходимости интеграции транспортных систем. С этой точки зрения взаимное проникновение способствовало бы усилению глобальной конкурентоспособности железнодорожного транспорта... С точки зрения актива и нашего участия все будет определяться стоимостью, условиями продажи и тем, насколько мы удачно интегрируем транспортные системы".

В частности, это заявление г-на Якунина активизировало дебаты о регламентации участия иностранных инвесторов в стратегически важных немецких предприятиях. В правительственных коридорах в Берлине в прошлом году началась работа над соответствующим документом, согласно которому государство может запретить иностранцам приобретать свыше 25% активов стратегически важных компаний. Очевидно, что наряду с энергокомпаниями одно из первых мест в перечне таковых занимает Deutsche Bahn. Политику ограничения инвестирования со стороны иностранных госкомпаний в последнее время все более активно проводит и Еврокомиссия. В конце прошлого года Брюссель объявил о работе над соответствующими законодательными актами, которые ограничат доступ на рынки ЕС капитала из стран, не входящих в Евросоюз.

Юрий ШПАКОВ, Берлин