Время новостей
     N°21, 12 февраля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.02.2008
Мистер Опасность
Уго Чавес опять обещает оставить США без своей нефти
Президент Венесуэлы Уго Чавес в своем еженедельном телешоу Alo, Presidente пообещал прекратить поставки нефти на рынок Соединенных Штатов Америки, если администрация Буша не заставит корпорацию ExxonMobil отказаться от судебной тяжбы по поводу национализированных в прошлом году добычных активов в бассейне реки Ориноко. На прошлой неделе американская компания добилась существенного успеха: суды Великобритании, Нидерландов и Голландских Антильских островов по иску ExxonMobil заморозили активы госкомпании Petroleos de Venezuela SA по 12 млрд долл. в каждой из стран. «Если вы заморозите наши активы, если вам действительно удастся их заморозить, если мы из-за вас понесем убытки, мы нанесем удар. Знаете, как? Мы не будем отправлять нефть в Соединенные Штаты, мистер Буш, мистер Опасность, -- заявил Чавес. -- Венесуэла вступит в развязанную вами экономическую войну, и вместе с нами будут воевать другие страны».

На заявлениях Чавеса стоимость мартовских поставок нефти на нью-йоркской бирже возросла на 4,2%, до 91,77 долл. за баррель. Сразу после этого, впрочем, котировки начали снижаться -- рынок почувствовал цену эскапад Чавеса. «Очень много разглагольствований идет из Венесуэлы, -- приводит Интерфакс мнение энергетического аналитика A.G.Edwards & Sons Inc. Эрика Виттенауэра. -- В краткосрочной перспективе для них будет чрезвычайно трудно диверсифицировать (поставки. -- Ред.) и найти других потребителей для своей нефти. США останутся для них первичным рынком в обозримом будущем». Соединенные Штаты являются крупнейшим рынком сбыта для венесуэльской нефти, а Венесуэла, в свою очередь, обеспечивает около 15% американской потребности в импортном «черном золоте» (около 1,5 млн баррелей в сутки).

Это уже не первая угроза прекратить отгрузку нефти в адрес Вашингтона. О чем не преминул напомнить глава пресс-службы госдепартамента США Шон Маккормак. "Мы уже слышали это ранее", -- сказал он вчера журналистам. «Речь идет о коммерческом споре между ExxonMobil и венесуэльским правительством, -- приводит слова Маккормака ИТАР-ТАСС. -- Это дело должно быть решено на основе существующих и признаваемых всеми международных норм. Мы ожидаем, что венесуэльское правительство будет с уважением относиться к этим нормам в споре с ExxonMobil».

У Чавеса, впрочем, совсем не такое представление об участниках «спора». «Я говорю с империей Соединенных Штатов, потому что это они заказчики (преследований со стороны ExxonMobil. -- Ред.): продолжайте и увидите, что мы не отправим ни капли нефти этой империи», -- сказал Чавес. Он также пообещал, что «разбойники из ExxonMobil» никогда больше не будут грабить венесуэльский народ. Представители американской компании не комментировали выпады лидера Венесуэлы.

Как известно, ExxonMobil пытается получить с правительства этой страны справедливую компенсацию на нефтяные активы, которые были национализированы в прошлом году в пользу PdVSA по указу президента. Компания оценила свой ущерб в размере 12 млрд долл. и ходатайствовала заморозить активы венесуэльской госкомпании на эту сумму сразу в трех странах (Великобритании, Нидерландах и Антильских островах). Очевидно, именно в этих юрисдикциях зарегистрированы трейдеры PdVSA, на счетах которых аккумулируется экспортная выручка. Таким образом, в общей сложности заморожено 36 млрд долл. До окончания слушаний владелец активов не может отчуждать или обременять эти активы дополнительными обязательствами.

Между тем более приятной венесуэльскому сердцу французской Total не пришлось идти в суд, чтобы получить компенсацию за национализированные активы. В отличие от американских корпораций Total еще летом прошлого года согласилась работать в Венесуэле на условиях Чавеса. В частности, компания пошла на сокращение своей доли в проекте Sincor (добыча нефти в бассейне реки Ориноко) в пользу PdVSA. На днях сделка была совершена, Total передала 16,7% акций в проекте венесуэльской госкорпорации, в результате чего доля PdVSA увеличилась до 60%, а доля французов сократилась до 30,3%. При этом Total получила компенсацию в размере 834 млн долларов.

Алексей ГРИВАЧ