Время новостей
     N°21, 12 февраля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.02.2008
Проверка сочинений
Депутатов Госдумы заставили внимательнее читать законопроекты из регионов
В работе нового состава Государственной думы сложилась уникальная ситуация. Прежний состав в значительной степени обслуживал надобности правительства: именно из кабинета министров законодателю поступало большинство законопроектов. Но теперь в силу разных причин этот источник законотворчества сильно ослаб, того и гляди, в работе палаты образуется простой. Зато у региональных законодательных собраний появилось больше шансов достучаться до федеральных депутатов со своими законодательными инициативами. Депутатов Госдумы заставили более внимательно отнестись к законопроектам региональных коллег.

«Если вы возьмете статистику работы Госдумы, то увидите, что мы и в прошлом созыве старались тщательно работать с региональными инициативами, и многие из них были приняты», -- сказал корреспонденту «Времени новостей» председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. Однако еще больше законопроектов из провинции было отвергнуто, и далеко не всегда объективно.

Вот и новый депутатский корпус на первых же пленарных заседаниях, не особо церемонясь, отклонил целый пакет законопроектов из регионов. И это не понравилось спикеру Госдумы Борису Грызлову. На совете Думы он призвал парламентариев внимательнее отнестись к инициативам региональных коллег, отметив, что часто в основе этих законопроектов лежат правильные идеи, однако из-за недостаточно грамотного оформления документы отклоняются комитетами и даже не доходят до пленарных заседаний.

К документам, которые присылают с мест, всегда много претензий со стороны правового управления Госдумы и профильных комитетов. «Творчество иногда вполне интересное, но с ним мало кто хочет возиться, потому что это бывает тягомотно или невнятно изложено», -- поделился с корреспондентом «Времени новостей» руководитель пресс-службы фракции «Единая Россия» Игорь Демин.

Но это лишь одна из причин. Даже если комитет Госдумы заинтересует какой-то региональный законопроект, он должен быть более чем убедительным, так как дальнейший путь документа будет по определению тернист.

Проблемы с инициативами из регионов состоят прежде всего в самой процедуре. Сначала они принимаются региональным законодательным собранием. После чего могут быть направлены в Государственную думу. Федеральные депутаты имеют право только читать эти документы -- поправки в текст законопроекта возможны только в присутствии председателя местного собрания и после обсуждения с ним всех вопросов по тексту. Предположим, этот этап прошел сравнительно гладко: председатель сумел своевременно прибыть в столицу, обсуждение состоялось и консенсус найден. Теперь поправки должны быть утверждены в регионе, и не факт, что все опять пройдет без долгих дебатов и привычной демагогии. Да и нечасто регионалы радуют своим посещением заседания Госдумы. А лидер ЛДПР Владимир Жириновский однажды пожаловался, что регионалы часто не приезжают на заседания Госдумы, отправляя свои проекты «на деревню дедушке».

Кроме того, многие законопроекты могут быть интересны и перспективны в общефедеральном масштабе. «Раньше на региональные инициативы смотрели как на законодательно оформленное общественное мнение, -- говорит Игорь Демин. -- Например, напишут региональные газеты о какой-то проблеме -- тут же появляется законопроект. А в другом регионе газеты поставят аналогичный вопрос иначе -- появляется противоположный законопроект».

По словам г-на Демина, «председатель Госдумы обратил внимание на то, что часто региональные инициативы содержат интересные посылы, но они не всегда проецируются на ситуацию в других субъектах федерации, а потому возвращаются. Но сегодня перед нами стоит другая задача: более тщательно изучать каждую идею и не возвращать законопроекты авторам на доработку, а стараться найти рациональное зерно, и если оно окажется важным для России, помочь довести идею до пленарного обсуждения и голосования».

Возможно, в Думе действительно образовался дефицит законопроектов, но от слов здесь стремительно перешли к делу: теперь профильные комитеты будут нести прямую ответственность за присланные из регионов предложения. В их обязанности также войдет лингвистическая и юридическая корректировка законопроектов.

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА