Время новостей
     N°12, 30 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.01.2008
«Гайдаем «кормились», он делал кассу...»
Мы публикуем фрагмент интервью, которое Лариса МАЛЮКОВА взяла у Нины ГРЕБЕШКОВОЙ, вдовы Гайдая, более десяти лет назад.

-- Как складывался эзопов язык, который существовал и в диалогах ранних гайдаевских картин, и в песнях: про зайцев, про остров невезения, про медведей?

-- К этому авторы стремились, мучительно подыскивали нужные слова. А Гайдай хотел еще непременно «заострить». К примеру, в создании песни про зайцев принимали участие все: Слободской и Костюковский, Юра Никулин. Результат оказался желанным -- острая песня, и непонятно, к чему придираться.

-- Неужели так легко проскакивало в Госкино это мягкое свободомыслие, ведь там сидели асы, находившие «черных кошек» в каждом фильме?

-- Гайдаем «кормились», он делал кассу. Зашел как-то он в кинотеатр. Огромная премьерная афиша «Ленин в Польше», а в кассе на всех киносеансах «Кавказская пленница», и лишь на одном -- «Ленин в Польше». Так кинотеатры выполняли план.

-- А что случилось с первой гайдаевской картиной «Жених с того света»?

-- Это был полнометражный фильм с Пляттом, Вициным. Всем понравилось страшно, все радовались, смеялись. Но новый министр Михайлов назвал фильм пасквилем на советскую действительность.

-- Подобная угроза значила в то время конец карьеры...

-- А Гайдаю и перестали давать картины. А «Жениха...» обкорнали, превратив в короткометражку, выпотрошив все смешное, сохранив лишь сюжетную схему.

-- Никогда не возникало идеи восстановить фильм?

-- Нет, это был пройденный этап. Вот вспомните его знаменитую «троицу»: Трус, Бывалый и Балбес. Они в «Кроссе», «Самогонщиках», «Операции «Ы» и «Кавказской пленнице». Но Леня не хотел эксплуатировать «троицу» постоянно. И когда его соавторы решили и дальше качать эту золотую жилу, отказался. Его воображение уже целиком занял комедийный положительный герой.

-- Шурик -- герой почти лирический, новый для эксцентрической комедии. Но с «Кавказской пленницей» и Шурик остался в «пройденном этапе». Мне кажется, новый герой, сыгранный Никулиным, оказался более объемным, с большей палитрой красок.

-- Гайдай любил Юру бесконечно, знал ему цену, считал, что Никулин может все. Ведь Леня предложил сыграть ему и Грозного в «Иване Васильевиче...». Кстати, Юра и похож на него, во всяком случае на портрет, опубликованный в «Науке и жизни».

-- Никулин отказался?

-- Может быть, я ошибаюсь, но ведь это же был Булгаков, и не всякий хотел работать «на полку».

-- Актеры Гайдая рассказывают о бесконечном доверии режиссера к ним, которое порой, кажется, их обескураживало.

-- Он делал необходимые дубли, а потом предлагал исполнителю: «Что ты еще хочешь?» Текст кончался, но Гайдай не останавливал камеру и расстраивался, если актер замолкал. Он уже был зрителем и не хотел прекращать удовольствие.