Время новостей
     N°10, 28 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.01.2008
"Это единичный случай"
Нижегородка получит 70 тыс. евро за изнасилование ее и пытки в стенах районной прокуратуры
Европейский суд по правам человека вынес решение по делу жительницы Нижнего Новгорода Ольги Масловой. Девушке, обвиняющей сотрудников местной прокуратуры в пытках и изнасиловании «непосредственно на рабочем месте» со стороны прокурорских работников, присудили выплатить в качестве компенсации 70 тыс. евро «в качестве компенсации нематериального ущерба». В российском суде дело Масловой прекращено «за недоказанностью вины обвиняемых».

В ноябре 1999 года Ольгу Маслову вызвали в районный отдел внутренних дел в качестве свидетеля по делу об убийстве. Дело в том, что по подозрению в совершении преступления милиционеры задержали приятеля Ольги, который утверждал, что передал ей барсетку убитого. В милиции Ольге ненавязчиво предложили «облегчить душу». Девушка отказалась, сообщив, что никакой барсетки в глаза не видела. Такой ответ очень не понравился милиционерам. Но Ольга упорно отказывалась говорить. Тогда сотрудники правоохранительных органов перешли от слов к делу. Один из них запер дверь кабинета и достал наручники. Большие пальцы девушки оказались зажатыми в отверстиях наручников. «Милиционер прикрепил наручники к спинке стула, чтобы девушка не смогла оказать сопротивления, и изнасиловал ее, -- говорит сотрудник правозащитной организации «Комитет против пыток».-- При этом бил ее по лицу и голове, сопровождая свои действия угрозами и оскорблениями. После чего стал требовать от Ольги выполнения «действий сексуального характера в извращенной форме».

Потом Ольге устроили очную ставку с ее приятелем. Тот подтвердил, что передал девушке барсетку убитого. Девушка по-прежнему все отрицала. Оперативник устроил ей трехчасовую пытку. Снова заковав свою жертву в наручники, милиционер бил ее в живот, надевал на голову противогаз и перекрывал доступ воздуха. Когда он прикрепил к сережкам Ольги провода от специального прибора и пустил по ним ток, девушка не выдержала. (Кстати, впоследствии обвинения со знакомого Ольги сняли, поскольку было установлено, что свои показания он давал также после применения к нему пыток.) Не выдержав, Ольга согласилась написать заявление на имя прокурора о получении барсетки и дальнейшей передачи ее для продажи. Содержание заявления выдумала и простодушно думала, что сейчас ее отпустят домой. Но не тут-то было.

В этот момент в кабинет №63 Нижегородского РУВД заглянул пьяный старший следователь прокуратуры Нижегородского района Нижнего Новгорода. Дело в том, что прокуратура Нижегородского района в то время располагалась в одном здании с райотделом милиции и сотрудники разных правоохранительных ведомств поддерживали между собой теплые неформальные отношения. Прокурорского работника почему-то страшно разозлил шарф Ольги с символикой футбольного клуба ЦСКА. Он стал заставлять девушку выкрикивать нецензурные выражения в адрес этого клуба, подкрепляя слова ударами.

Затем Ольгу повели на допрос в саму прокуратуру. После его окончания три следователя прокуратуры и один милиционер устроили прямо в кабинете грандиозную пьянку. Не забывая при этом оскорблять допрашиваемую. Ольга плакала и просила, чтобы ее отпустили домой. Но все было тщетно. Тогда Ольга попросилась в туалет, где попыталась вскрыть вены колпачком от губной помады. После ее возращения в прокурорский кабинет блюстители закона еще пару часов по очереди насиловали Ольгу...

Ее выпустили из здания прокуратуры поздно вечером. В шоковом состоянии девушка пришла к своему знакомому, который срочно отвез ее в городскую больницу №5. Там Ольге оказали медицинскую помощь и зафиксировали телесные повреждения.

На следующий день она в сопровождении родителей с заявлением об изнасиловании отправилась в ту же прокуратуру Нижегородского района. И тут ей повезло. Неизвестно, как бы сложилась судьба заявления, но в тот момент, когда Ольга стояла у окошка дежурной части, мимо проходил исполняющий обязанности прокурора города Леонид Денисов. Он обратил внимание на необычную посетительницу, выслушал ее сбивчивые объяснения и лично допросил. В тот же день было возбуждено уголовное дело по уголовным статьям, карающим за изнасилование и превышение должностных полномочий. Благодаря Денисову предварительное следствие прошло эффективно и в короткие сроки. Дело направили в суд. Однако виновные приговора не дождались. Через полтора месяца дело вернули для дополнительного расследования, а потом и вовсе прекратили «за недоказанностью вины обвиняемых».

Уголовное дело об изнасиловании Ольги Масловой прекращалось и возобновлялось девять раз. Поскольку обвинительного заключения российского суда до сих пор не существует, мы не можем назвать фамилии людей, которые «допрашивали» в тот день девушку. Ольга обратилась за помощью в правозащитную организацию «Комитет против пыток», специалисты которого провели общественное расследование и отправили документы в Европейский суд. «Родители обвиняемых являются судьями областного суда, поэтому, видимо, они приложили все усилия, чтобы их дети смогли избежать наказания», -- сообщили «Времени новостей» в «Комитете против пыток». По сведениям сотрудников комитета, два следователя прокуратуры, участвовавшие в изнасиловании Ольги Масловой, сегодня работают адвокатами.

О решении Европейского суда в Нижнем Новгороде стало известно вечером 24 января. И уже на следующий день в областной прокуратуре прошла пресс-конференция, на которой начальник управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры Нижегородской области Сергей Полудневич сообщил, что история с изнасилованием тремя следователями Ольги Масловой имеет судебную перспективу в России. По его словам, главная причина того, что уголовное дело не было доведено до суда, заключается в позиции суда и отдельных следователей. В частности, в 2000 году дело против трех следователей и милиционера было доведено до суда, однако Нижегородский райсуд Нижнего Новгорода вернул его прокурору для устранения процессуальных нарушений. Кроме того, четыре следователя неоднократно прекращали уголовные дела, исходя из своего "внутреннего ощущения", что вина подозреваемых не доказана. Их постановления неоднократно отменялись заместителем областного прокурора Сергеем Беловым. Помимо этого, подчеркнул г-н Полудневич, волокиту создавали сами подозреваемые, которые обжаловали все действия следствия и отказались дать свои биологические материалы для подтверждения или опровержения факта изнасилования.

Прокурор Полудневич выразил уверенность в том, что уголовное дело может быть доведено до приговора. Это возможно, если судом будут сняты существующие препятствия. Конкретно -- вступит в силу решение суда о законности привлечения подозреваемых к ответственности. «Если бы дело не обжаловалось, оно было бы решено еще в 2000 году»,-- сообщил прокурорский работник. По словам Сергея Полудневича, прокуратура области всегда была на стороне потерпевшей, несмотря на то, что дело порочит репутацию прокуратуры. И вообще «это единичный случай -- не каждое дело так волокитится».

Сергей АНТОНОВ, Нижний Новгород